Государство в Узбекистане активно борется за сохранение семей — госпошлина за развод повышена — от 1000 до 2500 долларов США. Сумма немалая для Узбекистана. Одновременно с этим активно внедряется брачный контракт. Что это дает в итоге?
Семейные ценности в Узбекистане всегда были в приоритете. Статистика отмечала самый низкий процент семейных разводов в Узбекистане. На сегодняшний день в стране зарегистрировано 7,56 млн семей. По статистике, каждый год образуются от 250 до 300 тысяч семей. Но специалисты отмечают, что в последнее время количество разводов растет. Государство, чтобы сохранить семью, вводит практику заключения брачных договоров.
Очередная примерка свадебного платья –последнее приготовление к предстоящей свадьбе. Через неделю Мадина Зуфарова оденется в это белоснежное платье, чтобы стать невестой. Событие важное, если не главное в жизни узбекской красавицы. После свадьбы она переедет из дома родителей в дом жениха.
— В ЗАГСе у нас спросили по поводу имеющегося имущества, узнали, где мы будем жить. Уточнили — наш брак по обоюдному согласию или по настоянию родителей? Нам пришлось на все вопросы отвечать подробно, — рассказывает Мадина.
Одним из часто задаваемых вопросов молодоженам в ЗАГСах Узбекистана становятся вопросы имущества и жилья. Поэтому СМИ с осторожностью поднимают тему брачных договоров. Будущий супруг Мадины, Сардор Абдурахманов, работает психологом в колледже. О том, что семьям рекомендуют заключать брачный контракт, знает. Но считает, что можно прожить счастливо и без этого документа.
— Учитывая наш менталитет, можно сказать, что брачный контракт противоречит нашим традициям. Брачный контракт подсознательно напоминает, что человек в любой момент может развестись, и здесь заложен определенный расчет, — комментирует Сардор, жених.
Амина Каримова один из авторитетных юристов страны, специалист по семейному праву. Она участвовала в разработке новой редакции «Семейного кодекса» страны. Амина Каримова не устает объяснять семейным парам, что брачный контракт – это веление времени. Он прежде всего укрепит семью. Менталитет не должен быть помехой на этом пути.
— Международная практика показывает, что брачный контракт — это не только имущественные отношения, но и в каком-то смысле гарант сохранения семьи. При наличии этого документа муж и жена будут думать о последствиях, прежде чем разрушить брак, — комментирует Каримова.
Брачный контракт — это одно из требований прав человека. И поэтому узбекское правительство выполняет свои международные обязательства и включает брачный контракт как условие заключения брака.
Статья 30 Семейного кодекса Республики Узбекистан гласит:
Уличный опрос показывает, что люди все-таки информированы о брачном контракте.
Назира, студентка: Если обе стороны согласны, то я бы заключила брачный договор.
Абдухаким, преподаватель, 50 лет: Нет, потому что я доверяю своим детям своей супруге, я думаю, что они не оставят меня на улице, даже если что-то случится, то моя семья меня не оставит в беде. Мне по душе наши семейные традиции, которые идут испокон веков.
Руслан, предприниматель, 35 лет: Незачем вообще составлять брачный договор любому мужчине, это выгодно лишь женщинам. Брачный договор — это основной способ, которым пользуются женщины, чтобы выкачать с мужчины материальные ресурсы.
— После расторжения брака я осталась ни с чем. О том, что есть такое понятие как брачный контракт узнала, к сожалению, слишком поздно. Хочу, чтобы моя судьба стала примером для молодых девушек, у которых есть риск после развода потерять все. Не бойтесь. Составляйте контракт…
Это история 30 летней Наргизы, которая прожила в браке пять лет в родительском доме мужа. Развод был скандальным и в итоге Наргиза вернулась с одним ребенком к своим родителям.
По официальным данным, в первом полугодии 2014 года было зарегистрировано 107,8 тыс. браков и 14,4 тысяч разводов. При этом количество разводов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 30%.
В 2012 году было заключено около 300 тысяч браков и отмечено 18 тысяч разводов.
Сотрудники ташкентских ЗАГСов говорят, что развод сопровождается разделом имущества в половине случаев. Заблаговременное же составление брачного договора позволило бы семейным парам избегать имущественных споров.
— Споры о разделе имущества являются самыми болезненными для обеих сторон, поскольку примешиваются эмоции, взаимные претензии, а иногда дело доходит до рукоприкладства, — подчеркивает юрист Амина Каримова.
Популярная республиканская газета «Оила даврасида» («В семейном кругу») цитирует заместителя премьер-министра Узбекистана, председателя Комитета по делам женщин Эльмиры Боситхоновой, которая подтверждает, что в стране растет численность браков, но также увеличивается количество разводов:
— Если изучать причины разводов, то молодежь не готова к созданию семьи, проявляет безразличие к своему здоровью, молодые парни не способны управлять и содержать семью, не чувствуют ответственность за воспитание своих детей, а девушки не знают, что значит семья, материнство.
Чаще всего брак расторгают молодые люди 20–25 лет. Супружеская жизнь у них длится максимум полтора года. Анализ проблем разводов показывает, что в 18% случаев он происходит из-за непонимания супругов, в 22% – из-за отсутствия любви, несовпадения характеров. Другими причинами разводов также является отсутствие детей в семье, болезнь одного из супругов, например, алкоголизм.
По словам активистки женского движения Марфуа Тохтаходжаевой, в старину женщина после развода возвращалась в дом своих родителей. Мужчины до сих пор считают это нормой и сопротивляются заключению брачного контракта.
Так откуда взялся этот брачный контракт в Узбекистане?
— Прежде всего, я думаю, это случилось, потому что бывших советских людей испортил квартирный вопрос, — говорит Марфуа Тохтахаджаева. — Я считаю, это главная причина. Потому что когда встает вопрос о разводе, сразу встает вопрос о жилплощади. И конечно семья мужа, куда приходит невеста, как правило, живет достаточно скромно, ну у нас такие условия жилищные, что отдать комнату практически катастрофа для семьи.
У Сардора и Мадины нет своего жилья. Тем не менее, они решили, что брачного контракта не будет. По словам Марфуа, у населения еще низкое правосознание, чтобы понять значение брачного контракта, поэтому инициатива правительства остается пока только на бумаге.