Своим решением о передаче более 60 гособъектов с баланса холдингов «Байтерек» и «Самрук-Казына» в частные руки, правительство открывает путь для возвращения в страну огромных казахстанских денег, спрятанных в оффшорах. Что касается вкладчиков Жилстройсбербанка, то у них нет повода для беспокойства, считает экономист Ильяс Исаев.
По его словам, передача гособъектов в частные руки вызвана дефицитом бюджета. Падение цен на нефть на мировом рынке резко сократило поступление денег в экономику Казахстана, и правительство вынуждено переходить на режим экономии. Однако общество обеспокоено тем, что среди планируемых к передаче в частный сектор гособъектов числится Жилстройсбербанк. Тем временем эксперты не видят оснований для беспокойства.
Ильяс Исаев, экономист:
— Во-первых, этот банк пока еще находится на балансе государства. Приватизация банка может произойти к 2018 году. Во-вторых, сейчас поднят вопрос об обязательном страховании недвижимого имущества, и это тоже делается неспроста. Если банк перейдет в частный сектор, то должны быть предусмотрены соответствующие требования и ответственность. И в-третьих — так как мы вступили в ВТО, иностранные инвесторы тоже имеют полное право покупать наши объекты госсобственности. А если к нам придут прямые дешевые зарубежные кредиты, то вкладчики банка от этого только выиграют. Например,
на Западе банки предлагают населению кредиты под 3-4 процента, им может оказаться выгодно выдавать свои кредиты казахстанцам под 4,5-5 процентов
К тому же строительство недвижимости — это неумирающий рынок. Государственные программы в этой сфере даже охватывают период до 2020 года.
По словам ученого экономиста, помимо иностранных инвесторов, в процессе приватизации крупных государственных объектов могут участвовать и отечественные инвесторы. И здесь, вероятно, сыграет свою роль подписанный президентом закон «Об амнистии капитала».
— В законе «Об амнистии капитала» говорится о «прощении» ворованных денег, находящихся в оффшорах. Также в нем четко сказано, что эти деньги могут быть направлены на приватизируемые в стране государственные активы. Срок амнистии продлен до 2016 года. Это говорит о том, что
США все еще будут «нападать» на оффшорные счета, и чтобы эти деньги не «прогорели» впустую, Казахстан видимо, решил направить их в собственную экономику
Таким образом, отечественные крупные инвесторы получат удобную возможность использования своих скрытых денег, — говорит Ильяс Исаев.
Самым ответственным моментом эксперт называет сам процесс передачи объекта в частный сектор. Он предлагает вкладчикам АО «Жилстройсбербанк» самим внимательно следить за этим процессом.
Напомним, недавно заместитель премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаев сообщил о том, что для решения задачи разгосударствления активов будет сформирован новый перечень объектов, состоящий из наиболее крупных компаний республиканской собственности трех холдингов — «Байтерек», «Самрук-Казына», «КазАгро».
-Приоритетный перечень будет состоять из 60 крупных компаний, так называемый, топ-60. От Самрука – 38, от Байтерека – 4, от Казагро – 4 и 14 объектов, которые также находятся в республиканской собственности, — сказал Бакытжан Сагинтаев.
По словам первого вице-премьера, наиболее крупные активы предполагается реализовать стратегическим инвесторам путем прямого размещения акций на фондовом рынке, в том числе до 1 января 2018 года на площадке финцентра «Астана».
Другие компании предлагается выставить на аукцион методом прямых продаж, если в компании присутствует частный инвестор.
-В компаниях, где доля участия государства составляет 100 процентов, на продажу выставляется контрольный или блокирущий пакет акций, в компаниях, где уже частные инвесторы, их доля будет доведена 50 процентов плюс 1 акция, — пояснил вице-премьер.
Он напомнил, что в рамках формирования новой структурной экономики главными задачами является развитие конкуренции и частного капитала и достижение поставленных целей по снижению государственной доли собственности до уровня стран ОЭСР до 15 процентов от ВВП к 2020 году.
При этом Бакытжан Сагинтаев подчеркнул, что процесс приватизации будет максимально прозрачным, рассматривается возможность создания специального проектного офиса с привлечением международных консультантов.