Туристические поездки на космодромы — новая область бизнеса, которой заинтересовалось руководство Роскосмоса, недавно преобразованного из федерального органа власти в госкорпорацию.
Как сообщает журнал «Ветер странствий» со ссылкой на газету «Известия», интерес к посещениям таких мест, как Байконур будет возрастать.
Поехать туристом на Байконур можно и сейчас. Но это довольно дорого: skyandspacetravel.com, к примеру, предлагает гражданам Великобритании отправиться в недельный тур на космодром с осмотром всех достопримечательностей и наблюдением старта за 325 тыс. рублей, не считая перелета из Лондона в Москву.
Масштабировать задачу по привлечению туристов на космодромы мешают инфраструктурные возможности: на Байконуре есть две гостиницы, куда можно поместить иностранного туриста, готового платить тысячи долларов за поездку. И в дни пилотируемых стартов — самых привлекательных с точки зрения туристов событий — они и так забиты под завязку.
В случае крайней необходимости можно обратить внимание на ведомственный потенциал «койко-мест» на космодроме: у Центра Хруничева, Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП ЦЭНКИ, обслуживает космодромы) и других крупных компаний есть на Байконуре свои общежития и гостиницы.
— В Астане через два года пройдет «Экспо-2017», ожидается два-три миллиона гостей более чем из ста стран, — говорит Ранохон Джураева, и.о. гендиректора ЦЭНКИ. — Есть стимул выстроить систему и реализовать имеющийся потенциал на должном уровне. На сегодняшний день руководству ЦЭНКИ поручено изучить возможности и сформировать предложение для операторов по Байконуру. Мы свои планы обсуждаем с казахстанской стороной, очень важно взаимопонимание и взаимодействие. Когда будем готовы, выйдем на переговоры с ведущими туристическими компаниями и будем работать вместе по максимально прозрачным и удобным для бизнеса правилам.
Помимо посещений космодромов с 2018 года Роскосмос планирует вплотную заняться космическим туризмом и таким образом компенсировать потерю контракта с NASA на доставку астронавтов к Международной космической станции (МКС). «Компенсировать падение спроса на пилотируемые транспортные корабли типа «Союз» после 2018 года предполагается за счет возобновления кратковременных экспедиций на российский сегмент МКС на коммерческой основе», — говорится в отчете за IV квартал 2014 года ОАО «РКК «Энергия» — головной организации Роскосмоса в сфере пилотируемой космонавтики.
Сегодня вакантные места третьего члена экипажа на кораблях «Союз» выкупает NASA: по завершении программы Space Shuttle в 2011 году у американцев не осталось действующих космических кораблей и они используют «Союзы». Доставка астронавта на МКС, а затем обратно на Землю стоит $76 млн.