Религиозный экстремизм сегодня, прежде всего, — это вид нравственной деградации, нарушения некоего духовного закона, что ведет к стойким дегенеративным изменениям в мировоззрении и миропонимании, невозможности определять нравственные понятия добра и зла, хорошего и плохого, полезного и вредного. Это, безусловно, ведет формированию криминального поведения, где итог — совершение преступления, передает eKaraganda.kz.
Как давно вы говорили своему ребенку «я тебя люблю»? А на самом-то деле, вопрос банальный, – говорит Лейла Аренова, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики КарГУ имени Е.А. Букетова. – Вот и здесь, все идет с детства.
Опыт исследований показывает, что социальные, экономические, политические факторы играют совсем незначительную роль в формировании религиозно-экстремистских идей. Такова природа человека. Человек, как биологический вид, подстраивается под то, что он видит, слышит, чувствует непосредственно вокруг себя. Поэтому это психологическая проблема – недостаток внимания со стороны родителей, интереса со стороны сверстников, трудности в общении с окружающим миром. Это ведет к эмоциональной незрелости, чувству собственной неполноценности в сравнении с другими.
С таким диагнозом люди подвержены влиянию окружающих, их мнению и вероубеждению. Именно такие люди становятся участниками религиозных группировок.
И как раз религиозный экстремизм — это конкретное проявление духовной деформации. Экстремизм — это патология в убеждениях, которая ведет человека к потенциальному и реальному совершению насильственных действий и по отношению к себе, и по отношению к окружающим.
— Психолог всегда работает со здоровыми людьми, – делится Лейла Аренова, — а врач — с больными. В этом плане мы наблюдали такую интересную практику – адепты нетрадиционных религиозных конфессий и культов, в том числе экстремистской, террористической направленности, испытывают чувство паники и страха перед психиатрами и криминальными психологами.
В ходе беседы с лицами, которые пытались предпринимать попытки выезда на места военных действий, что само по себе уже вызывает сомнение в психическом и психологическом здоровье таких людей, люди объясняли свое поведение:
— у девушек — романтическими отношениями с молодыми людьми;
— у молодых людей – желанием испытать новые эмоции, жажда экстрима, подтверждение героизма и пр.
— религиозные побуждения – защищать ислам, поддерживать идеи.
Причем здесь вообще не понятно, от кого защищать и какие это идеи. Практически все лица с религиозно-экстремистскими взглядами религиозно невежественны.
Как определить первые признаки того, что человек попал под влияние радикальных религиозных идей?
1. Перемены в привычках, включая частую смену настроений и отсутствие прямого взгляда (смотреть в глаза людям запрещается в радикальных религиозных группах)
2. Появление и изменение нехарактерных для человека черт характера и личностных качеств (отрешенность, склонность к одиночеству, замкнутость, равнодушие к внутрисемейным делам и пр.)
3. Изменение внешнего имиджа.