16 лет назад он занимал в Казахстане хорошую должность в крупной компании. А потом вдруг поехал в Канаду начинать все с нуля. Сейчас он ведущий новостей на канадском русскоязычном канале MIX TV. Зачем люди едут в страну, где нужно все начинать с нуля, рассказал герой нашего интервью Сергей Ванкевич.
— Доброе утро, Сергей!
— Доброй ночи! Сейчас в Торонто полночь.
— Ну, как говорил Горбачев: «Я надеюсь, это единственное различие между нашими странами, понимаете». Сережа, почему ты на фоне Эйфелевой башни, еще и перевернутой? Это намек?
— Нет. Никаких намеков. Просто эта Эйфелева башня – самая большая картина в моей квартире. И она хорошо выполняет роль задника, потому что за ней находится моя кровать.
— Ты здесь занимал достаточно хорошую должность в крупной компании. И вдруг поехал в Канаду начинать все с нуля. Зачем?
— Было время, когда наша страна, я имею в виду бывший Советский Союз, претерпевал изменения. Казахстан находился в зачаточном состоянии как молодое государство. Ты знаешь, что в то время уехал не только я. Уехало немало людей в поисках лучшей жизни, если можно так сказать, для себя и подрастающих детей. Помнишь, когда я уезжал в американском посольстве был такой пресс-атташе Ростислав Хомяк?
— Конечно, помню. Гарный хлопец.
— Когда я уезжал, он спросил меня: «Что ты там будешь делать?» Ему трудно было понять, ведь здесь я имел журналистский бэкграунд и много всего, и ехал в страну, где нужно все начинать с нуля. Это действительно было частично бесшабашным решением. В отличие от эмигрантов, которые сюда приезжают, имея техническую профессию или инженера IT-технологий, они быстро находят здесь работу, получают хорошую по местным меркам зарплату и неплохо устраиваются, у меня все было иначе. Будучи журналистом, но не владея английским так, как русским языком, найти работу оказалось практически невозможно. Поэтому я работал на разных позициях в разных компаниях. Еще был опыт с транспортом. Я все это время работаю в транспортных компаниях диспетчером. И параллельно занимаюсь журналистикой. Потому что бывших журналистов, как и бывших ЦРУ-шников, не бывает.
— Сергей, ты сейчас ведущий новостей на русскоязычном канале MIX TV. Какая аудитория у вашего канала в Торонто?
— В Торонто проживает 200 тысяч русскоговорящих людей. Это не только русские. Те, кто приехал из бывшего СССР и Израиля. Программа, которую я веду, вещает не только на Торонто, но и на юго-западную часть провинции Онтарио. То есть нас смотрит где-то 300 тысяч человек.
— Тема Казахстана присутствует в наших новостях? Вы следите за нашими новостями? Что вы знаете о нашей нынешней жизни?
— К сожалению, не много. Ребята, которые делают эту программу, берут картинку из Euronews, Dolce Welle или других каналов. Это новости со всего мира. Если есть информационный повод о Казахстане, который засветился во всем мире, то мы, конечно, даем, как и по другим республикам. Но это очень редко.
— Недавно мы выдвигались на роль хозяев Олимпиады 2022, которую, к сожалению, проиграли. А может, к счастью. Это тоже не освещается?
— Об этом мы говорили. Об этом все говорили. Пекин опередил Алматы, по-моему, совсем не на много.
— Всего на 4 голоса.
— У нас в Торонто недавно проводили панамериканские игры. Это вроде олимпийских игр для стран Америки – Южной и Северной. После этого все заговорили о том, чтобы выдвинуть кандидатуру Торонто на летние Олимпийские игры. Но мнения жителей разделились пополам.
— Торонто – уникальный город. 10% жителей составляют выходцы из Индии, 10% — выходцы из Китая. Очень много греков, армян, выходцев из СНГ. А коренным канадцам место-то осталось?
— Я тоже понаехавший в Торонто. Слава богу – не канадец! В Торонто людей не белой расы до сих пор называют как «меньшинства». Хотя они составляют уже более 50% населения. То есть темнокожих больше, чем белокожих. По-моему, это тенденция для всего мира, не только для Канады. Торонто — самый крупный город этой страны. Поэтому сюда идет эмиграция. В основном это Индия, Пакистан и Китай. На расстоянии 30 км от Торонто есть города, где еще не так много индусов и китайцев, но тем не менее они расселяются по всей стране.
— Сколько казахстанцев в Торонто?
— Много. Здесь был один парень, забыл, как его зовут, — он собирал нас на празднование Наурыза и другие праздники. Это было несколько лет назад. Сейчас нет. Чем больше люди живут в Канаде, тем больше они озабочены своими проблемами, и уже не думают о своей бывшей родине, к сожалению.
— Но время для приготовления бешбармака и шашлыка по-казахски у вас есть?
— Это точно. Недавно я сам приготовил лагман. Для меня это был такой праздник. Эта наша восточная казахская кухня. Я рос на Алматы-1, наши соседи – корейцы, немцы, уйгуры. Я по очереди ходил к этим ребятам. До сих пор помню эти вкусы. Торонто тоже хорош тем, что можно проехать несколько остановок, например, до корейского квартала, где можно попробовать настоящую корейскую еду. Там много корейских ресторанчиков. Можно зайти в греческий ресторан, или немецкий.
— На автобусе ездишь – машины у тебя нет?
— Есть. Я привел в качестве примера. Езжу я на машине. В таком большом городе без машины невозможно.
— Я знаю, что ты помимо работы на телевидении, еще руководишь журналом для автолюбителей. Давай поговорим об этом. У нас ужесточили наказания за нарушение ПДД. Как в Канаде обстоит дело с этим?
— Я живу в Канаде уже 16 лет. За эти годы на моих глазах произошло серьезное ужесточение. Если раньше можно было выпить пару бокалов пива и сесть за руль… Я в первые годы жизни в Канаде заправлял машины, как Эдичка Лимонов, как все эмигранты. И я был свидетелем того, как приезжал водитель, который не мог встать со своего водительского места, потому что был пьян в драбадан. Если бы он вышел, он бы просто упал. Сейчас штрафы повысились, снизился разрешенный состав алкоголя.
— Сколько штраф за превышение скорости?
— Если превышаешь скорость на 10-20 км/ч, то штраф 200-500 долларов, а также получаешь штрафные очки на права, что потом выражается в повышении суммы страховки. То есть единовременный штраф и еще не 200 долларов в месяц, как я сейчас плачу, а 300 долларов.
— 200 долларов в месяц ты платишь страховку?
— Да.
— А за неправильную парковку на тротуаре или газоне? Или такого даже нельзя представить?
— Парковаться на тротуаре здесь не мыслимо. Но когда встанешь не по знакам – можно стоять или нельзя – иногда трудно разобраться, где можно стоять, то сразу получишь тикет, по которому оплатишь 30 долларов или идешь в суд и там его оспариваешь. Но я не договорил по превышению скорости. Если превышение на 50 км/ч выше лимита, то полицейский имеет право забрать машину прямо на месте, отправить тебя на такси, а машину арестовать на несколько суток, и штраф.
— На автобусе проще ездить. Я еще много, о чем хотел спросить, но… Надеюсь, мы еще встретимся. Желаю, чтобы над Канадой было небо синее, как в песне. Спасибо!
Видеоверсию смотрите здесь.