В адрес известного французского сатирического журнала Charlie Hebdo начали поступать угрозы из-за карикатур на погибшего сирийского мальчика.
Первая карикатура озаглавлена «Доказательство того, что Европа христианская». На ней изображены идущий по воде Иисус Христос и рядом мальчик, плавающий вниз головой. Подпись к рисунку гласит: «Христиане ходят по воде, а мусульманские дети тонут».
На втором рисунке изображен мертвый ребенок, лежащий на песке лицом вниз, и надпись: «Так близко к цели…». Рядом видна реклама ресторана быстрого питания со словами: «Два детских меню по цене одного».
2 сентября турецкая журналистка Нилюфер Демир из Бодрума запечатлела тело трехлетнего Алана Курди — уроженца сирийского Кобани. Перегруженная лодка, в которой он плыл со своими родителями, перевернулась в утренние часы. Ребенок утонул, и его тело вынесло на турецкий берег. Снимок перепечатали множество европейских изданий.
Как пишет британская газета The Daily Mail, пользователи социальных сетей уже обрушились на Charlie Hebdo шквалом критики. В интернете появились комментарии о том, что такие карикатуры доказывают «моральное разложение Франции».
Британский юрист Питер Херберт назвал журнал расистским, ксенофобским… отражающим моральное разложение Франции
Он заявил, что возглавляемое им Сообщество чернокожих адвокатов (SBL) намерено доложить о публикации в Международный уголовный суд (МУС), так как, по мнению адвокатов, журнал пропагандирует нетерпимость и притеснения. В самой редакции журнала уже заявили, что неизвестные вновь хотят взорвать их офис.
Напомним, 7 января 2015 года террористы братья Куаши расстреляли сотрудников редакции сатирического журнала в Париже. Трое преступников в масках, вооруженных автоматами, убили 11 человек, в том числе двоих сотрудников полиции.
Жертвами атаки стали главный редактор журнала Charlie Hebdo Стефан Шарбонье, который являлся и главным карикатуристом, и еще трое художников — Жан Кабю, Жорж Волински и Бернар Верлак. Шарбонье, впрочем, был приговорен к смерти террористами «Аль-Каиды» еще в 2008 году за публикацию скандальных карикатур на пророка Мухаммеда. Позже главный редактор и издатель французского сатирического журнала Charlie Hebdo Лоран Суриссо заявил, что больше не будет рисовать карикатуры на пророка Мухаммеда.
«Еженедельник Charlie Hebdo выходит достаточно большими тиражами с 1969 года, — рассказывает доктор филологических наук Владимир Сапунов. — Он пришел на смену газете «L’hebdo hara-kiri». Но через год после создания — в 1970 году он был закрыт за свою шутку.
В те же дни, когда умер президент Франции Шарль де Голль, во Франции был пожар на дискотеке, в котором умерли 146 человек. Они тогда написали, что «в результате бала умер один человек» — намекая, что смерть де Голля важнее смерти 146 человек.
И их закрыли за это. Через полгода они начали выходить снова и работали до 1981 года, когда потеряли популярность и были снова закрыты. Продолжили выходить только с 1992 года по настоящее время».
По мнению многих аналитиков, Charlie Hebdo во многом отражает кризис левых идей и социалистического движения во Франции и в Европе. В последнее время левые социалисты стали меньше внимания уделять экономическим вопросам: социальному неравенству, борьбе за права трудящихся, проблемам сокращения рабочих мест и так далее.
Сутью современного левого движения стала поддержка ЛГБТ, феминизма и радикальная светскость — полная антирелигиозность. Это стало причиной многих скандалов.
У журнала были конфликты не только с мусульманами, но и с католиками и другими конфессиями. В частности была опубликована безобразная карикатура на Троицу в гомосексуальном аспекте. Да и Папа Римский является постоянным объектом их пошлых карикатур.
Сами сотрудники редакции не раз заявляли о своей принадлежности к нетрадиционной сексуальной ориентации, которая, очевидно, сказывалась на ориентации всего издания.
Во время похорон карикатуриста журнала Верлака (убитого братьями Куанши в отместку за карикатуры на Пророка) министр юстиции Франции Кристиан Тобира сказала:
«Мы можем рисовать все что угодно, включая Пророка, потому что во Франции Вольтера и непочтительности мы имеем право насмехаться над религией. Да, именно право. Потому что право — это и есть демократия, а демократия — сфера закона».
К счастью, не все во Франции и Европе поддерживают министра. Даже один из основателей Charlie Hebdo, известный в журналистских кругах Анри Руссель, как бы прозрев, четыре года назад написал: «Я считаю, что мы просто не отдаем себе отчет в том, что делаем. Мы — дураки, которые непонятно ради чего рискуют. Вот и все. Мы думаем, что с нами ничего не случится. Годами, десятилетиями мы занимаемся провокацией, и однажды она обернется против нас. Не надо этого делать».
«Этот журнал — чуть ли не государственный журнал Франции, — отмечает публицист из Марселя Огюст Кокто. — Фактически он для любителей контркультуры, для ультралевых и для маргиналов. Журнал никогда не пользовался особой популярностью в широких кругах, и чаще всего к нему относились с явной неприязнью. Попыток его закрыть было великое множество, однако священные религиозные символы не являются таковыми для данного государства. Так что по закону не было никакого основания препятствовать деятельности журнала».
«Когда «сатира» используется для глумления над беззащитными, это не что иное, как бесстыдный самопиар», пишут и пользователи французских соцсетей. «Подобные картинки показывают лишь моральное разложение Франции», — добавляют другие.
А американская газета The New York Times написала о Charlie Hebdo так: «Если бы журналисты Charlie Hebdo попытались опубликовать такие карикатуры в США, они бы не продержались и 30 секунд. Свобода слова нуждается в ограничении, когда оскорбляет чье-либо достоинство».