По мнению специалистов, укоренившиеся в казахстанском обществе ошибочные мифы и предрассудки по поводу суицидов мешают проводить профилактические мероприятия, пишет газета «Литер».
Хотя в профильном ведомстве констатировали положительную динамику снижения количества совершаемых в стране самоубийств.
На прошедшем 7 августа в СЦК брифинге заместитель директора по научной и клинической работе РНПЦ психиатрии, психотерапии и наркологии Николай Негай прежде всего обратил внимание на то, что в обществе бытует неправильное мнение о суициде и психическом здоровье.
По его словам, вокруг этих вопросов большое количество мифов и предубеждений. Они-то и мешают проводить профилактические мероприятия, оказывать помощь подросткам с суицидальными мыслями, а также предотвращать попытки сведения счетов с жизнью.
– К сожалению, в настоящее время специалисты, которые призваны внедрять меры профилактики суицидов, тоже не до конца представляют, что такое суициды, как с ними бороться и о чем необходимо говорить с ребенком, – сказал он.
По его мнению, один из самых распространенных мифов о суицидах – это то, что люди, говорящие о самоубийстве, на самом деле не решатся на него:
– В обществе говорят о том, что это демонстративно-шантажное поведение, что таким образом человек преследует какую-то выгоду для себя. Абсолютно нет! Он всегда говорит о том, что у него есть проблема и что он собирается решить ее при помощи ухода из жизни. Такому человеку необходима экстренная помощь, обращение к специалистам, нужно узнать, о чем он думает и чего хочет. Обычно на такое поведение машут рукой и не обращают внимания.
Другой, абсолютно противоположный предрассудок, когда считают, что человек, совершающий суицидальные действия, окончательно решил умереть.
– Это не так. Человек, решивший умереть, всегда думает об этом в какой-то определенный период и у него всегда есть сомнения. Во время этих сомнений можно спасти человека. Важно просто понять, почему он хотел умереть, потому что самоубийство он мог совершить в какой-то конкретной ситуации, – пояснил специалист.
Миф, который мешает проводить профилактические мероприятия – мнение о том, что с подростками нельзя говорить о суицидах, якобы это может подвигнуть их к этому.
– Спрашивать необходимо, но грамотно, правильно и находя нужное время для этого. Спрашивая правильно о суициде, мы снимаем тревогу у подростка. Даем ему понять, что нам небезразлична его судьба, и их психология отвечает на это, говорят о том, какие проблемы возникают, что они хотят, – резюмировал Негай.
Также некоторые полагают, что если у человека есть склонность к самоубийству, то это навсегда. Но это суждение, как заверил замдиректора РНПЦ, является ошибочным:
– Мысль о суициде достаточно кратковременна, имеет определенный период, при определенных проблемах. Я не говорю о случаях, когда суицид является проявлением хронического психического заболевания. Их достаточно мало, не более 5 процентов. Все остальные случаи – перманентного состояния, которые можно решить.
Помимо всего прочего, Николай Негай развеял еще один домысел о том, что профилактикой суицидов должны заниматься исключительно специалисты. Это общественная проблема и с суицидами должны бороться все: родители, родственники, учителя. При этом он посоветовал всем обращать внимание прежде всего на психическое здоровье несовершеннолетних. Помощи только специалистов не всегда бывает достаточно.
В то же время самые успешные программы профилактики суицидального поведения детей в мире – это программы на уровне школ. Школа является местом, где подростки проводят большую часть времени вне дома, где развивают личностные навыки и здоровый образ жизни, и это лучшее место для проведения мер для укрепления психического здоровья и раннего выявления уязвимых подростков.
На том же брифинге заместитель директора департамента организации медицинской помощи Министерства здравоохранения и социального развития Айгуль Тастанова напомнила, что в 2016 году планируется внедрение программы превенции суицидов в Кызылординской области при поддержке Детского фонда ЮНИСЕФ:
– С этого пилотного проекта начнется внедрение в Казахстане новых эффективных методов работы с детьми и подростками. Это позволит значительно снизить число попыток суицида в их среде. Данный проект будет содержать в себе три компонента. Первый из них – информационный. Он заключается в проведении разъяснительной работы среди населения с целью развенчать распространенные мифы о суицидах. Второй компонент – обучающий. В рамках него будет проведено дополнительное обучение специалистов – социальных работников, школьных психологов, преподавателей – новым методикам профилактики и предотвращения попыток самоубийства. И третий блок – выявление групп риска. Его задача – мониторинг уязвимых групп населения, особо подверженных суицидальным наклонностям.
В заключение она сообщила, что меры, предпринимаемые госорганами при поддержке международных организаций, позволили снизить количество случаев подросткового суицида в Казахстане с 292 в 2013 году до 192 в прошлом году, то есть на 34,2 процента.