«США завершают процесс опоясывания России биолабораториями». Солидный российский портал odnako.org (солидный настолько, что на него как-то ссылался известный культурный деятель Никита Михалков в своей программе «Бесогон») – разместил публикацию, вызывающую у любого казахстанца, мягко говоря, культурный шок.
Речь в ней идет ни много ни мало — о намерении США разместить в крупнейшем городе нашей страны некий закрытый объект двойного назначения, позволяющий Пентагону проводить в Алматы разработки и испытания биологического оружия. Редакция 365info заинтересовалась шокирующими деталями, связалась со специалистами, задала им ряд вопросов, полистала архивы и сделала вывод: сенсация» эта – уже далеко не свежая. А ее регулярное возвращение на страницы ведущих СМИ – как российских, так и казахстанских – дурно пахнет политическим заказом.
Вначале приведем несколько выдержек: тезисно, так, чтобы можно было уловить основную идею применительно к Казахстану. Итак:
«…США завершают процесс опоясывания России биолабораториями, деятельность которых с каждым годом вызывает всё большее количество вопросов…
…В частности, на базе бывшего советского Противочумного НИИ в Алма-Ате с 2010 г. ведется строительство ЦРЛ. Срок сдачи объекта — 2015г. Возможным главой Алма-Атинской ЦРЛ называют Канатжана Алибекова — военного микробиолога-перебежчика, долгое время работавшего в США в качестве разработчика концепции защиты США от биологического оружия и биотерроризма, обвиняемого в ряде афер.
…За счет размещения данных лабораторий, особенно Алма-Атинской:
…Деятельность американских биолабораторий совершенно не интересует ни правозащитников и прочих радетелей законности, ни экологов даже из столь повернутой на защите природы и закрытии Байконура казахстанской организации «Антигептил», серьезно попиарившейся на гибели 132 тысяч сайгаков от пастереллеза.
… Функционирование ЦРЛ в Алма-Ате неизбежно сопряжено с оказанием давления на казахстанскую сторону и вмешательством в их внутренние дела:
В целом автор статьи приходит к выводу, что Россия окружена сетью американских лабораторий – специально созданных баз, позволяющих, без преувеличения, не только вести глубокую разведку, но и самую настоящую биологическую войну. Причем якобы Казахстан, наряду с Украиной, Грузией и другими «недругами» России, является одним из элементов этой сети, безропотно предоставив не просто собственную территорию, а крупнейший город-миллионник для непонятных, скрытых от общественности экспериментов заокеанских ученых и военных.
Министерство обороны США, действительно, на основе межправительственного соглашения осуществляло финансирование и управление строительством Центральной референс-лаборатории в Алматы. Речь идет о комплексе высокотехнологичных зданий, обладающих особыми свойствами. В частности это герметичность, особо высокая сейсмостойкость, наличие отрицательного давления в некоторых помещениях и многое другое. Цель проекта – повысить безопасность существующих казахстанских коллекций особо опасных патогенов, которые хранятся в лабораториях Казахского научного центра карантинных и зоонозных инфекций (КНЦКЗИ) имени Масгута Айкимбаева.
Самый главный вопрос, который собственно и задает «сенсационную» тональность всей этой теме, — участие в проекте американского оборонного ведомства. Причем данная «сенсация» на сегодня уже бородатая – скоро уже пять лет как она периодически выплывает на страницы прессы. Но об этом мы поговорим немного ниже. Пока же остановимся на сути вопроса.
Если пресловутый «пояс биолабораторий» вокруг России, о котором рассказывает автор из odnako.org – явление относительно новое, то программе Пентагона под названием «снижение угрозы» (Threat Reduce) уже без малого тридцать лет. Американцы давно реализуют глобальный проект, суть которого – минимизировать риски бактериологической атаки против США. Программа предполагает прямую помощь странам, расположенным в тех регионах, где с точки зрения Соединенных Штатов, существует высокая опасность утечки опасных штаммов микроорганизмов, в том, чтобы такую опасность свести к минимуму. По программе «Threat Reduce» Пентагон финансирует создание таких современных комплексов, как ЦРЛ в Алматы, обеспечивающих максимальную защиту и все условия для хранения бактериологических материалов.
По словам директора КНЦКЗИ Бакыта Атшабара,
у Казахстана на сегодня таких методик строительства нет
Именно поэтому Астана и пошла на соглашение с США, которое (просим обратить внимание) предусматривает участие американской стороны только на этапе строительства ЦРЛ. Согласно проекту, строительство началось в 2010 году, завершение – уже скоро, в нынешнем году. Американцы направили в проект Алматинской ЦРЛ порядка 90 млн долларов, а также привлекли компанию-подрядчика, которая строит аналогичные объекты в развитых странах, в том числе в США.
— Некоторые нас спрашивают: неужели у Казахстана не нашлось таких денег? Но дело не в этом. Данный проект – не столько вопрос денег, сколько вопрос технологий. На сегодня Казахстан не обладает технологиями строительства таких зданий, учитывающих, что в лаборатории будут работать с патогенами», — отмечает г-н Атшабар.
Особенностей здесь действительно много. Монолитные стены, полное отсутствие щелей и невозможность их появления даже при сильном землетрясении. Арматура в бетонных конструкциях – из специального сверхпрочного металла, причем ее между собой не сваривают, а стягивают болтами. Закругленные поверхности всех внутренних углов и стыков облегчают дезинфекцию. Используются специальные материалы отделки, системы создания отрицательного давления в помещениях: ни одна молекула воздуха изнутри не должна выйти наружу.
Здесь нужно сказать несколько слов о том, чем собственно занимается команда Казахского научного центра карантинных и зоонозных инфекций, в советское время известного как Республиканский противочумный НИИ. А главное – в каких условиях она этим занимается. Начиная с 1960-х годов, когда был построен ныне действующий комплекс одноэтажных лабораторий, НИИ вел исследования природных очагов чумы в пустынных и горных местностях Средней Азии и Казахстана. Также институт исследовал генетику бактерий, взаимоотношений возбудителей чумы с организмами носителей и переносчиков, изучал проблемы микробиологии и эпидемиологии холеры. Ученые исследовали воздействие на природные очаги чумы и туляремии, разрабатывали и внедряли современные методы борьбы с эпизоотиями чумы и ряда других особо опасных болезней. В частности изучались особенности эпидемиологии бруцеллеза, совершенствовал иммунопрофилактику и методы его диагностики. Работа учреждения имела значимые результаты для всего региона. Учитывая, что
природные очаги чумы (которую разносят блохи, грызуны, некоторые мелкие животные) занимают более 40 процентов территории Казахстана, случаи этого заболевания не фиксировались в стране уже более 30 лет
На сегодня КНЦКЗИ продолжает всю эту работу, а также выпускает медицинские иммуно-биологические препараты более 30 наименований, предназначенные для профилактики чумы, для диагностики карантинных и особо опасных инфекций, индикации возбудителей этих заболеваний в окружающей среде, а также занимается выявлением и уничтожением носителей опасных заболеваний.
В лабораториях собраны тысячи образцов бактерий и вирусов, с которыми работают исследователи. И все это находится в помещениях 1960-х годов постройки.
— Если не строить новую лабораторию, то останется старая, работающая десятки лет, еще с советских времен. В ней, как и прежде, наши ученые будут продолжать свою работу по изучению и предупреждению особо опасных инфекций. Но только эта работа без передовых технологий, полностью исключающих вероятность проникновения материала во внешнюю среду, безусловно, более опасна, чем в условиях ЦРЛ, которая будет соответствовать самым строгим глобальным стандартам, — поясняет директор КНЦКЗИ.
И о главном. Строящаяся лаборатория – не американская, она принадлежит Казахстану. Американская компания-подрядчик и финансирование Пентагона привлекаются только на этапе строительства – чтобы создать комплекс зданий, отвечающих современным требованиям безопасности работы с опасными патогенами.
После завершения строительства американцев в лаборатории не будет. Никакого сотрудничества с ними в вопросах биологических технологий нет.
Программа не предполагает завоза биологического материала в Казахстан. В лаборатории, как и сейчас, будут изучать местные патогены, но только в гораздо более безопасных условиях.
— Слухи о двойном назначении лаборатории начали циркулировать в России еще в 2011 году, вскоре после появления первых публикаций о нашем проекте, — отмечает заместитель директора КНЦКЗИ Станислав Козаков. – И с тех пор подобный информационный фон сохраняется. На наш взгляд, это похоже на спланированную провокацию против Казахстана. Говорить до начала работы ЦРЛ, до ее комплектации, что это якобы объект двойного назначения – некорректно и преждевременно. Задача строящейся лаборатории как раз и состоит в том, чтобы исключить любое хищение, случайное проникновение во внешнюю среду и использование наших биоматериалов не в мирных целях.
А теперь вернемся к первоисточнику. Тема самой ЦРЛ в Алматы – уже далеко не свежая, и с учетом этого намного интереснее выглядит вопрос о том, кому и для чего эта провокационная тема понадобилась сегодня, в условиях, явно не самых простых для России, на фоне неоднозначных событий, подчас всерьез испытывающих на прочность наши исконно дружеские и союзнические отношения.
На самом деле уже при первом, беглом ознакомлении со статьей в odnako.org возникает ощущение, что перед вами откровенная заказная сенсация. Потому что технологии – абсолютно стандартные. Автор играет деталями, такими как гибель сайгаков, организация «Антигептил» или некий ученый-перебежчик, о котором, к слову, в КНЦКЗИ даже не слышали.
По законам жанра детали призваны создать эффект присутствия, впечатление, что автор, что называется, «в теме». А далее на фоне этих деталей нам предлагаются откровенные домыслы. Такие как, например: американская секретная лаборатория в Алма-Ате.
Или: что инфекционисты Казахстана без объяснения причин приостановили обмен с Россией материалами и информацией. Или: что Казахстан – площадка для создания биологического оружия против России.
Все это в научном центре даже комментировать не хотят. Надоело пять лет подряд объяснять одно и то же, говорит Бакыт Атшабар: «Так мы, значит, отказались обмениваться информацией с россиянами? Вы – что, поверили?»
Собственно, все эти домыслы работают так же, как и любая «утка», созданная на принципах доктора Геббельса: чем фантастичнее ложь, тем легче обыватель в нее верит. Цель заказа также легко читается между строк: подорвать доверие россиян к Казахстану, вбросить семена отчуждения, подозрительности и вражды. Кому это нужно – вопрос отдельный. Но очевидно, что нужно уже давно. «Сенсация» на тему американского бактериологического оружия в Алматы стряпается уже не один год.
В первый раз газетная «бомба» появилась в 2010-м. Ряд российских СМИ запустил ее вскоре после того, как было официально объявлено о совместном проекте КНЦКЗИ с американским военным ведомством по строительству нового комплекса зданий ЦРЛ. Потом были аналогичные публикации в 2013-м и начале 2014-го – ровно с такой же тональностью. Перекочевали они и в отечественную прессу.
В последний раз в январе 2014 года на страницах газеты «Время» директор КНЦКЗИ Бакыт Атшабар давал развернутые ответы на все вопросы применительно к данной «сенсации». А немногим ранее, в 2013-м, в Алматы специально привозили представительную группу российских чиновников и специалистов во главе с тогдашним главным государственным санитарным врачом, а ныне помощником председателя Правительства РФ Геннадием Онищенко. Последнего приглашали лично, дабы окончательно снять любые сомнения по поводу «двойного назначения» алматинской лаборатории и «секретных козней» Казахстана с американцами. Сомнения были сняты, состоялся совместный брифинг, на котором россияне высказали свое полное удовлетворение по поводу увиденного.
Кстати, тогда же стало известно, что
аналогичные здания ЦРЛ, по аналогичным технологиям были возведены в Новосибирске и некоторых других российских городах.
И никакой политики там не было. Биологи работают, внедряют современные методы и технологии. Американцев, конечно, можно не любить, но когда они предлагают вам лучшие технологии, причем безвозмездно, то почему бы этим не воспользоваться?
Очень тревожно становится, когда пресловутая «американская карта» ставится на кон наших отношений с северным соседом. Пускай даже ставят ее не политики, а малоизвестные колумнисты на страницах odnako.org. Сегодня один запустил утку, завтра другой на нее сослался, и пошло-поехало. Кому провокация, а кому – гонорар. Кому война, а кому – мать родна.