Как получилось, что, получив независимость, казахи превратились в разрозненную нацию? Об этом рассуждает Известный писатель, деятель культуры Худияр Билял на страницах сайта Abai.kz.
Автор с ностальгией вспоминает советское прошлое, восхищаясь коммунистической идеологией, сумевшей сплотить в единую дружную семью, даже атеистическое общество безбожников. Билял задается непростым вопросом: почему казахи, обретя многовековую мечту — независимость, разбрелись по жузовым, родовым «квартирам», разрушив свое былое «советское» единство?
«Не хочу делить и без того малочисленных казахов. Да, раздробленные становятся жертвой «волков». Однако я не видел казахов, которые, опасаясь «волков», желают сохранить единство.
Есть разные виды деления. Землячество, родовой признак… Сегодня их пополнила религиозность. Это самое опасное.
Только вчера мы жили в обществе, где не было религии. Не было и деления. Не говоря о религии, мы не придавали значения делению и по двум первым признакам.
Друзья, с которыми я рос и учился, до сих пор не знают, из какого они рода. Единство, которое укоренилось в нашем сознании, было сформировано советской школой.
Советское единство люди того времени ставили выше национальных интересов. Конечно, это не пример для подражания.
Обрели независимость — и от этого единства не осталось и следа. Рассыпалось в прах понятие «советский народ». Более того, нации стали делиться на несколько частей, у некоторых началась междоусобица. Эта напасть не коснулась нас. Пока не коснулась.
Хотя наших бородатых и безбородых верующих не разделили по течениям, несомненно, все они взяты под общий учет. Власть хорошо знает, кто и какое течение поддерживает. Учет судимых и лиц, угодивших в черные списки, ведется отдельно. Но религиозное единство так и не сумели сохранить. Это не под силу и Духовному управлению мусульман. Была надежда на Агентство по делам религии, но и оно измельчало, превратившись в комитет. Проблема религиозной разобщенности остается открытой.
Силовые структуры не в силах регулировать вопросы религии.
В такие моменты невольно восхищаешься советской идеологией. Сколько наций и народностей она сумела сплотить в единую дружную семью, даже в обществе, где не было религии.
Мы никогда не обращали внимания, что деление (каким бы оно ни было) возникает из-за влияния внешних факторов. Если вникнуть в суть,
разделение по землячеству привело к изоляции шымкентских, родовое деление – к чрезмерному возвеличиванию своих батыров
Это деление привело к раздроблению казахской земли, оскорблению батыров.
И победители, и проигравшие — сами казахи. Мало верится, что казахи после такого раскола начнут ладить друг с другом.
Мы никогда не думали, что это — влияние внешних врагов. А ведь немало государств хотят подчинить нас себе… Хотя религия у нас, казахов, одна — толкование разное. Государственная политика должна объединить их…
«Если вы не будете видеть друг в друге казаха и друга — все напрасно». Это — слова великого Абая. Однако мы со своей стороны не сумели добавить к ним ничего нового», — сокрушается Худияр Билял.
Источник: Abai.kz.