Организаторы грандиозного международного фестиваля «Мәңгілік ел», который прошел на территории этнического аула «Гунны» за Талгаром, показали нечто очень интересное. Насыщенное мероприятие было посвящено 550-летию Казахского ханства. О фестивале рассказывают нам ее организаторы — Асель Алишерова и Батыржан Сейдомар.
— А почему фестиваль называется «Мәңгілік ел» и приурочен к 550-летию Казахского ханства? Здесь есть какое-то противоречие. Вечный народ и в то же время — 550 лет. Сейчас некоторые делают заявление о том, были ли у Казахстана границы вообще. Было ли государство и откуда это искусственное название? Поясните, с чем это связано?
Батыржан Сейдомар: Согласен. По Евразии всегда были споры – «А было ли государство?». Оно было официально. Во времена Жанибека и Керея они откочевали от своего дяди Абулхаир хана, Абулхаира 1-го, и создали буферное государство на территории между Могулистаном и государством кочевых князей Абулхаира. За основу взяли название «казак», что означает вольный. Если взять историю казачества, то они пишут, что тюркское слово «коз-ак» означает вольный. Это страна вольного народа. Конечно, до этого казахов не было. Если взять русскоязычное слово «казах», то оно появилось в 1936 году.
— «Казах» с буквой «х»?
Б.С.: Потому что раньше было «казак». Казакская автономная республика. А 5 декабря 1936 года Сталин подписал Указ, чтобы титульный этнос, название которого «казак», не путали с представителями казачества, на русском языке нужно говорить «казах». Поэтому государство называлось Казахская ССР. Некоторые историки говорят, что вам всего 550 лет.
Да. Нынешнему Казахстану может быть 550 лет. Но почему мы должны задерживаться на названии? Если так, то России всего 400 лет.
Потому что до этого было Московское Княжество, Новгород, Киевская Русь. Нынешней Китайской Народной Республике тоже всего 90 лет. Потому что раньше были другие империи с разными названиями. Наша история глубже. До Казахского ханства была Алтын Орда – официальное название Улу Улус – Великая империя, созданная в тандеме улуса Джучи с Дешт-и-Кипчак. До этого была империя Чингисхана, с которой мы объединились. Когда говорят, что была война – это маловероятно. Потому что на территории Центрального Казахстана не было ни одной битвы. А юг в то время находился у каракиданей и Хорезма. Возьмем Империю гуннов, возьмем саков – они наши предки. Мы идем оттуда. Поэтому название «Мәңгілік Ел» соответствует и стратегии президента «Қазақстан 2050». Многие путают – почему мы должны переименовывать название? Я говорю, идеология и название – это разные вещи. «Вечный народ» – это как в советское время, пятилетку за 4 года. Это большой скачок, культурная революция. Вечный народ – это не только один народ. Это несколько народов. Это вечное государство под одним флагом.
— То есть, казах — это определенный промежуток политического периода? Можно так сказать?
Б.С.: Я бы так не сказал. Нас греки называли «саки», персы называли «скифы». Нас все время кто-то как-то называл. Но когда мы искали – равнины нашей степи всегда назывались казаческими. Потому что «казак» — это вольный. А официально казачество в России ввелось во времена Анны Иоановны – внучки Екатерины. Туда принимались запорожские и донские казаки. Казак – это было звание.
— Вы считаете, что термин «казак» более древний, чем Казахское ханство?
Б.С. Мои коллеги с Украины нашли племя, которое называется «косоги». Их территория была от Днепра до нынешнего Центрального Казахстана. Мы знаем, что на разных языках названия звучат по-разному. Едиге, который был во времена сарматов, тогда его имя писали как Эдико. Он был правой рукой Аттилы. История – интересная вещь. Мәңгілік ел, Ерең ел – это древние времена. Наши предки всегда жили этим. Когда говорят, что Европу нужно научить либерализму… Если бы наши предки не были либеральными, Шелковый путь бы не развился. Как сказал президент: «У нас теперь будет бренд – Страна Великой степи». Мы обрадовались. Смотрите — Япония держит свои традиции. На праздник 70% японцев в кимоно. Но при этом робототехника и инновации номер 1. Арабы придерживаются своих традиций, ходят в своих одеяниях. И они не стесняются. А почему мы должны стесняться своей одежды?
— Вот вы перешли к тому, что разные народы сохраняют свою культуру. Но при этом некоторые не понимают. Говорят – вы предлагаете вернуться в юрты, пасти скот, караваны грабить? Возрождение национальной культуры уже осуществилось. А к чему вы стремитесь?
Асель Алишерова: Культура, которая сейчас, все равно сделанная.
В советское время нам говорили: «Учите русский язык – многого добьетесь». Сейчас мы детям говорим: «учите английский, тогда…» Мы не говорим: «Учите казахский». Это неправильно.
Для чего этот фестиваль и все остальное? Чтобы исконно наши дети и внуки полюбили свое родное. Чтобы они не бежали учить английский, а сказали: сначала научите меня правильно моему родному языку. Они должны знать, что такое ана, коке, ата. Это прописные истины. Я не против цивилизации, я не говорю – вернитесь, идите и разжигайте костры. Нет. Все должно совмещаться – цивилизация и наши корни. Каждый из нас, старея, возвращается на свое место. Очень хороший фильм, который я посмотрела в детстве и часто вспоминаю – фильм о султане Бейбарсе. Он, правя большим государством, где-то в конце жизни вернулся на родину умирать. Так же каждый из нас исконно тянется к себе. Я не хочу, чтобы наши дети растеряли это. Чтобы они забыли свой язык, забыли уважение к предкам, европеизировались и говорили «Ок». Мы хотим, чтобы они уважали старших и соблюдали каноны, которыми славился кочевник. Потому что это идеальное воспитание. Это будущий защитник Родины. Он будет патриотом. Патриотизм – великая вещь. Он еще и защитник нашей культуры.
— Батыржан, а в каких образах вы видите возрождение национальной культуры?
Б.С.: Среди наших культурологов есть термин «асфальтный казах». Он сидит в городе. Пользуется iPad, играет в компьютерных клубах, бывает в Америке и Англии, но ничего своего не знает. Бывает, сидишь на мероприятиях с такими людьми, хочешь сказать тост на казахском, а тебе говорят – давай на алматинском. А потом – извини и трудные моменты. Это позор. Забывая прошлое, не будет будущего.
— К какому будущему вы стремитесь? Вы же не хотите поставить юрту?
Б.С.: Будущее с чистой совестью. Если нет духовности, какое будущее. Почему Япония пошла вперед? У нее есть духовность. А у нас духовность на 0,10%. У нас все кричат: Мы – казахи, мы – тюрки. Но это все на словах. На деле – мало показывают. Мы предлагаем всем людям посмотреть, что такое кочевая цивилизация. Чем славились наши предки? Не зря нас боялись греки. Показывали нас кентаврами, амазонками показывали наших воинственных женщин. Византия — тоже. До сих пор зеленоглазые – плохой символ у китайцев, символ Сатаны. А зеленоглазыми были гунны.
— Вы все равно о прошлом. А что в будущем значит возрождение нашей культуры?
Б.С.: Для будущего нужно духовное богатство.
Тот же бизнесмен, гражданин должен раз в месяц выезжать в степи. Показать своему ребенку, как оседлать коня, попить кумыса, саумала.
Это все восстанавливает организм. У мусульман есть ораза. У христиан есть пост. Это для очистки организма. Раньше такого не было. Потому что организм был на мясе и кисломолочных продуктах. Он был чистым.
— То есть, вы говорите, что человек будет жить современной жизнью, но регулярно будет прикасаться к таким зрелищным мероприятиям, прикасаться к своим истокам?
Б.С.: Так же мы планируем в следующем году проводить реконструкции. Вы знаете, в других странах одеваются, проводят реконструкцию войны. Мы тоже будем проводить реконструкции в доспехах. Бои – скифы против греков, гунны против римлян. И человек может оказаться там на 1-2 дня. Увидеть, как жили наши предки. Не каждый второй мог держать половину Евразии на своей ладони и управлять такой территорией. Это нужно помнить нашей молодежи, которая сидит в своих гаджетах.
— Вы же видите, сейчас идут позитивные изменения. Интерес к нашей культуре нарастает.
А.А.: Конечно. Я как владелица базы «Гунны» вижу, что молодежь умная. Приходят и говорят: «Мы хотим на лошадях покататься». Несколько дней покатались, просят научить оседлать коня. Хорошо, научим. Говорят: «Мы пробовали сырне. А вы можете помочь нам приготовить настоящий сырне в земле?» Не проблема. Зарежем барана – сделаем. Молодежь сейчас тянется. Если мы будем говорить об этом – это будет возможно.
Будет модно хорошо сидеть на лошади. Модно пить кумыс вместо хмельных и энергетических напитков. Модно готовить в земле. Модно иметь ковры из войлока.
Если это будет модно, то это будет распространено. Сейчас человек не может представить себя без телефона. А если он не сможет представить себя без коня? Я не имею в виду в городе кататься на лошади, а не на «Мерседесе». Но иногда выехать, ребенку показать. Это духовное и наружное очищение. Молодежь продвинутая. Она идет вперед. И с каждым годом возвращается все больше и больше. Несколько лет назад строились несколько аулов. Мои клиенты туда звонили и спрашивали: «Вы можете показать кокпар?» И слышали в ответ: «А что это такое?» Это же стыдно. А сейчас говорят, что хотят поучаствовать. А если это сделать еще и модным, тогда молодежь у нас будет здоровая, умная, продвинутая. За рубежом спросят: «А кто ты по национальности?» «Я — казах». Иностранец скажет: «Ты из Казахстана».
Видеоверсию смотрите здесь