Некоторые отечественные банки начали навязывать клиентам договоры, позволяющие им разглашать личную информацию о вкладчиках и должниках. При этом соглашения зачастую не имеют четкой формулировки о том, какие конкретно данные могут быть переданы третьим лицам, сообщает 31 канал.
Студентка Дарья Андреева решила приобрести телефон в кредит. Так состоялось первое в ее жизни общение с банком. При оформлении займа она, по ее собственным признаниям, подписала целую кипу документов, многие из которых даже не читала. Только придя домой Дарья с удивлением обнаружила, что теперь финансовый институт, с которым она заключила договор, имеет право разглашать сведения о ней другим организациям.
— Пришла домой. Естественно, подписывала не глядя, потому что менеджер торопился очень. Посмотрела документы, а здесь указывается, что банк имеет право разглашать мои персональные данные и в СМИ, и в рекламные издания. Я так понимаю, мне теперь будут на телефон приходить некоторые сообщения с рекламными акциями. Меня это не устраивает, а что с этим делать, я не знаю, — рассказала студентка Дарья Андреева.
При этом в некоторых соглашениях указывается, что банк имеет право самостоятельно распоряжаться данными клиентов даже без их ведома, и даже прописывают отдельным пунктом, что после подписания пользователь услуг не имеет права отзывать свое согласие и предъявлять какие-либо требования.
— Для любого банка очень важно сейчас правильно выставить вот эту коммуникацию с клиентом и объяснить, зачем им это нужно. Чтобы в отделениях любое нововведение было объяснено человеку. Потому что сейчас это делается так: «Просто подпишите, потому что иначе я не открою вам кредит», — говорит Ботагоз Жуманова, эксперт в области банковского сектора.
Однако из-за отсутствия конкретики о том, что подразумевается под персональными данными, и кто такие третьи лица, которым они будут переданы, проблема может быть гораздо шире, чем угроза спама и нежелательных сообщений на е-mail. К примеру, используя согласие клиента, пусть и неосознанное, гипотетически банки могут сообщить кому-то информацию о том, есть ли у того или иного человека кредит или каков объем его банковского счета. Причем это даже не будет нарушением закона о защите персональных данных, принятом в Казахстане два года назад. Ведь согласие человека было получено.
— Теоретически, все что касается банковской тайны, можно подвести под персональные данные. Потому что там неограниченный перечень информации, — говорит юрист Сергей Уткин.
По словам юристов, банки обязаны оказать необходимую услугу даже в случае отказа от предоставления персональных данных. В случае же, если менеджер все-таки настаивает на подписании договора и отказывается провести необходимую операцию без него, клиент вправе записать фамилию сотрудника, время и дату обращения и обратиться с жалобой в Национальный банк и Департамент по защите прав потребителей. Но, даже если данные уже были переданы, клиент может написать заявление в банке на запрет использования данных или вовсе на их уничтожение.