Прокуратуре потребовалось несколько часов, чтобы детально описать все обвинения, предъявленные экс-премьеру Серику Ахметову.
По версии обвинения, Ахметов достоверно знал, что в шахтерской столице разработана программа поэтапного освещения центральных улиц города стоимостью 100 млн тенге. Серик Ахметов решил привлечь к работе ТОО «Сталь Цинк», соучредителем которого является его сын Данияр Ахметов, а замдиректора – брат, Берик Ахметов.
— Ахметов, используя свои должностные полномочия, дал поручения находящемуся в его прямой зависимости акиму Караганды Бауржану Абдишеву, и создал условия для привлечения компании «Сталь Цинк», — заявил гособвинитель Рауан Тобыков.
В результате все подрядчики, выполнявшие работы по освещению Караганды, были вынуждены обращаться за оцинковкой столбов в компанию, принадлежащую родственникам Ахметова.
При этом законные процедуры по выбору организации субподряда были проигнорированы. Была даже запятнана репутация коммунального предприятия «ГорСвет», которое по уставу не может осуществлять капитальный ремонт опор наружного освещения. Однако руководителям госпредприятия пришлось пойти на такие шаги.
— Абдишев, действуя с прямым умыслом, противоправно — в целях извлечения выгоды для себя и семейного бизнеса Ахметова, а также в целях получения покровительства последнего и попустительства на службе, нарушая установленный законом государственный порядок управления, поручил руководителю отдела ЖКХ Мухтару Адамбекову привлечь КГП «ГорСвет» для выполнения работ по договору с ТОО «Сталь Цинк» и аффилированных с ним предприятий, — рассказал Рауан Тобыков.
Были выделены дополнительные бюджетные средства в размере сотен миллионов тенге в обход норм закона о госзакупках. Замешаны в этом оказались ныне подсудимые Бауржан Абдишев, Мухтар Адамбеков, Айдос Жакенов (следующий глава отдела ЖКХ) и Мейрам Смагулов (экс-аким Караганды).
— Всего за период с 2011 по 2012 год в результате преступных действий Ахметова, Абдишева, Жакенова и Смагулова государству был причинен материальный ущерб в особо крупном размере на сумму 201 миллион тенге, — заключил прокурор.
Бывшему премьер-министру инкриминируется незаконное выделение земельных участков аффилированной компании руками подчиненных. На этих участках экс-премьер хотел построить транспортно-логистический центр, торгово-развлекательный бытовой центр и автоцентр. Причем земельные участки расположены не на окраинах, а в самых лакомых районах Караганды. Инфраструктуру к своим объектам Ахметов решил построить за счет государства – по программе «Дорожная карта бизнеса-2020». Для этого, по версии обвинения,
он попросил своего подчиненного, замруководителя канцелярии премьер-министра Габита Матаева, найти человека, который откроет за рубежом компанию. Им стал племянник Матаева – Кушербаев.
Эта компания и выступала в проекте в качестве иностранных инвесторов.
— Ахметов из корыстных побуждений, создавая условия для формирования личного бизнеса, поручил акиму Караганды Абдишеву выделить для строительства комплекса из государственной собственности земельный участок, — продолжил гособвинитель. – С целью достижения своих преступных намерений на получение государственной поддержки по предоставлению земельных участков и финансированию строительства комплекса за счет бюджетных средств, Ахметов поручил председателю правления АО «КазАгроКонсалтинг» Муканову и Абдишеву учредить товарищество под видом консолидации государственно-частного партнерства.
В разрез с планами детальной планировки Абдишев по просьбе Ахметова поручил своим подчиненным, заму по земельным вопросам Садыкову и начальнику отдела земельных отношений Тельгарину, выделить земельные участки аффилированной компании. По этому эпизоду также проходят экс-исполняющая обязанности начальника отдела архитектуры и градостроительства Аскарова (ныне подсудимая), экс-руководитель отдела земельных отношений Ернар Дарибеков, экс-аким Караганды Мейрам Смагулов, экс-главный архитектор Караганды Канат Мусаев. Они способствовали вынесению положительных заключений. В итоге было выделено с десяток земельных участков общей площадью 38 гектаров с правом на временное и долгосрочное пользование на 49 лет.
— С февраля 2012 года по июль 2013 Ахметов, будучи первым заместителем премьер-министра, а затем премьером-министром, принимал незаконное участие в предпринимательской деятельности через Матаева и подконтрольной ему иностранной компании. Под видом инвестиционных вложений он организовал перечисления на счета ТОО «ТРК» свыше 5 миллионов долларов США, — подытожил Рауан Тобыков.
Следующее преступление, в котором обвиняется экс-премьер, связано с тепличным комплексом ТОО «Топарские теплицы». По словам обвинителей, Ахметов, будучи премьер-министром, назначил на пост председателя правления нацкомпании «СПК «Сарыарка» своего человека — Гумара Рахимжанова в качестве доверенного лица. Тот в рамках своих полномочий получил доступ к проекту директора ТОО «Green Technology» Забирова по развитию и модернизации теплиц в поселке Топар Карагандинской области, принадлежащих корпорации «Казахмыс».
— Просчитав рентабельность данного проекта, Ахметов решил реализовать его посредством учреждения личной частной коммерческой организации, от имени которой посредством заемных средств под гарантии АО НК «СПК «Сарыарка» и его финансовой помощи приобрести в собственность у АО «Корпорации «Казахмыс» имущественный комплекс теплиц в Топаре для осуществления предпринимательской деятельности, — зачитывал обвинение другой гособвинитель Диар Адилов.
Ахметов через подставных лиц учредил и зарегистрировал в Топаре ТОО «Топарские теплицы». Формально 90 процентов акций принадлежали Забирову, остальная доля – нацкомпании «СПК «Сарыарка». Последняя выделяла деньги в качестве финансовой помощи.
Когда же закупалось оборудование для теплиц, Ахметов поручил умышленно завысить его стоимость, а разницу перечислить в подконтрольные ему коммерческие организации
Далее Ахметов попросил замруководителя канцелярии премьер-министра Габита Матаева найти поставщиков, согласных на такие условия. Здесь всплыла еще одна фигурантка уголовного дела женского пола (всего по делу Ахметова проходят две женщины) – директор по продажам испанской фирмы «Rufepa Tecnoagro» которая выполнила «капризы» заказчиков. Стоит заметить, что покупка оборудования (более 3 миллиардов тенге) и погашение задолженности перед «Альянс Банком» (480 миллионов тенге) финансировались из средств Нацфонда. И это не последние финансовые сделки — были еще выделены деньги на строительство тепличного комплекса. А после всех этих махинаций доля «СПК «Сарыарка» была выкуплена аффилированной компанией Ахметова.
— В результате преступные действия Ахметова, совершенные в соучастии с Рахимжановым, Айтжановым, Абаевым, Кисыковым и Пиралиевой, повлекли тяжкие последствия в виде подрыва авторитета государственной власти, а также причинили материальный ущерб государству в лице «КазАгроФинанс» в особо крупном размере — в сумме 1 миллиард 128 миллионов тенге, — заключила гособвинитель Галина Кердекаева.