На складах возле рынка «Дордой» в Кыргызстане сконцентрировано около 50 тысяч тонн китайских грузов, указывается в сообщении национальной палаты предпринимателей (НПП) РК, передает КазТАГ.
По мнению директора департамента таможенного администрирования НПП Алихана Мамбеталина, вступление Кыргызстана в единое экономическое пространство ЕАЭС и Таможенного союза – это «крайне позитивный шаг». Однако представитель палаты указал на целый ряд негативных моментов. В частности, на возникающую конкуренцию для Казахстана в торговле с Китаем.
— Не секрет, что 90% всего объема импортируемых к нам китайских товаров, в итоге предназначены для рынка России. Создание Таможенного союза создало уникальную для нашей страны ситуацию, когда мы стали удобной транзитной страной для китайских товаров. То есть грузы проходили таможенную очистку в Республике Казахстан, а затем без таможенного контроля перемещались на остальную территорию ЕАЭС. Казахстан при этом получал выгоду в виде поступления в бюджет импортного НДС, таможенных пошлин и платежей, а наш бизнес зарабатывал на транспортировке, услугах по таможенным, складским и другим услугам, — отметил эксперт.
Но сейчас ситуация в корне изменится и не в лучшую для Казахстана сторону.
— К сожалению, нынешнюю ситуацию усугубили наши контролирующие органы, которые как будто специально, в последние несколько месяцев организовали беспрецедентные масштабные проверки в Алматинском регионе всех причастных к торговле китайскими товарами. Под гнетом проверок все оптовые рынки и импортеры; приостановили лицензии всех уполномоченных экономических операторов. На мой взгляд, сделано всё, чтобы сломать транзитные и импортные грузопотоки из Китая, и в результате они перенаправлены в Кыргызстан, — считает Алихан Мамбеталин.
По имеющейся информации, сегодня на границе Кыргызстана с КНР на пункте пропуска «Турагарт» скопилось более 2000 автомашин, а на складах, близлежащих к знаменитому рынку «Дордой», сконцентрировано около 50 тыс. тонн китайских грузов.
— Как известно, таможенная очистка в Кыргызстане гораздо проще, а импортная пошлина составляет всего 0,35 евро за килограмм. Таким образом, из-за вступления Кыргызстана в ЕАЭС бюджет нашей страны потеряет миллиардные суммы! Косвенным подтверждением наших опасений, может служить и то, что по итогам первого полугодия 2015 года, по сравнению с прошлым годом, бюджет уже недополучил свыше 240 миллиардов тенге в виде таможенных платежей и налогов. Это немалая сумма потерь — на эти деньги можно было бы построить 300 новых школ. Сколько убытков понесли наши предприниматели, сколько из них прекратят свою деятельность, сократят рабочих мест или переедут на рынок «Дордой» подсчитать, к сожалению, невозможно, — отмечает эксперт.