В этом и заключается идея «одного окна», рассказал Kazinform вице-министр по инвестициям и развитию РК Сакен Сарсенов.
— Совместно с государственными органами мы запустили пилотный проект по 35 новым услугам, которые можно теперь получить в ЦОНах. Среди них — выдача решений на реконструкцию и перепланировку зданий, выдача патента индивидуального предпринимателя, регистрация индивидуального предпринимателя, оформление документов на выезд за пределы РК на ПМЖ и даже получение вида на жительства для иностранцев. Учитывая, что это пока только пилотный проект, параллельно эти услуги предоставляются в государственных органах и акиматах, — рассказал вице-министр. — Мы хотим, чтобы гражданин мог как можно больше услуг получить в одном месте. В этом, на наш взгляд, и заключается идея «одного окна». Поэтому ежегодно, по мере роста количества пользователей портала «электронное правительство» и снижения нагрузки на инспекторов ЦОН, мы можем вводить в ЦОНы новые госуслуги. Могу сказать, что за последние 4 года количество услуг, которые оказывают Центры обслуживания населения, увеличилось с 59 до 191, а число зарегистрированных пользователей е-gov выросло до 4-х миллионов.
— В последнее время в ЦОНах появились очереди, многие это заметили. Не связано ли это с запуском этих пилотных услуг?
— Думаю, это больше связано с актуализацией базы данных «Физические лица», которую сегодня проводят акиматы по всей стране. Их сотрудники обходят поквартирно местных жителей и в случае выявления несоответствия данных направляют людей в ЦОН для корректировки адресных сведений или передокументирования.
В основном, идет обход граждан, которые живут с просроченными документами, пенсионеров, которые по несколько лет не обращаются за получением своих пенсий, а также людей, имеющих документы старого образца со сроком годности до 90 лет. В результате, количество посетителей, ежедневно обслуживающихся в ЦОНах, увеличилось еще на 20 000 клиентов, которые меняют свои документы в связи с корректировкой.
— В чем причина несоответствия информации с базой данных?
— Многие несоответствия в базе данных существуют еще с момента ее создания, когда информация переносилась в систему с бумажных носителей. Кто-то не прошел перерегистрацию по новому месту жительства, некоторые уехали в другую страну, но не сдали документы и продолжают числиться в базе. Много случаев, когда на умерших родственников не получили свидетельства о смерти, и в базе данных они числятся живыми. В результате это и неточная статистика, и проблемы с получением государственных услуг. Поэтому в настоящее время работа по актуализации базы усилена.
— Какие меры принимаются, чтобы разгрузить очереди?
— Многих людей нам пришлось вызвать из отпуска, в зоне документирования увеличили количество фотоаппаратов, а сотрудники миграционной полиции перешли на «скользящий» график работы без обеденного перерыва. Также существует возможность забронировать очередь в ЦОН через Интернет на портале электронного правительства. В последнее время, кстати, эта услуга стала еще более популярной.
— Почему летом наблюдается ажиотаж за услугами в ЦОНах?
— Обычно летом у нас большой спрос на адресные справки. Как правило, это связано с началом школьного периода, когда идет зачисление первоклассников. В этом году растет статистика по услугам, которые пользователи получили самостоятельно через портал e-gov. Кстати, в ближайшее время в Центрах обслуживания населения Алматы и Астаны запустится пилотный проект, в рамках которого появится возможность записать электронную подпись на SIM-карту телефона. Благодаря этому процесс получения электронных услуг станет еще удобнее. То есть, если гражданин, к примеру, придет в поликлинику и ему потребуется адресная справка, ему не придется искать поблизости компьютер или идти в ЦОН. Справку можно будет получить через телефон.
— То есть, записать ЭЦП можно будет на SIM-карту любого оператора?
— В рамках пилотного проекта эта возможность будет доступна для абонентов Алтел. Приобрести SIM-карту можно будет прямо в ЦОНе. Позже к проекту присоединятся и другие операторы и регионы.
— Какие услуги смогут получить казахстанцы благодаря SIM-карте с мобильной подписью?
— С созданием «Мобильного правительства» мы в прошлом году реализовали мобильное приложение с 54 услугами. При этом, с помощью ЭЦП на SIM-карте можно получить порядка 15 услуг, таких как адресная справка, справка об отсутствии либо наличии недвижимого имущества, информация о пенсионных начислениях и др. Кроме этого, в мобильном приложении есть и услуги, не требующие подписания ЭЦП, их 39. Среди них различные сервисы, платежи и уведомления.
Также хочется отметить, что самой главной целью внедрения ЭЦП на SIM-карте является получение услуг с помощью даже самых простых телефонов. Отправив только SMS-сообщение, к примеру: «адресная справка», затем подписав ЭЦП на SIM-карте, в ответ вы получаете короткую информацию о месте Вашей регистрации. Сейчас проводится соответствующая работа для того, чтобы придать легитимность SMS-запросам и ответам. До конца 2015 года в мобильном приложении появятся еще 22 услуги. Помимо этого, на веб-портале электронного правительства вместо обычной ЭЦП можно будет воспользоваться ЭЦП на SIM-карте — как при авторизации, так и при подписании запросов на получение электронных услуг портала, где это требуется.
— Сакен Сейтжаппарович, последний вопрос, касающийся специализированных ЦОНов. Когда планируете запустить спецЦОНы в оставшихся областных центрах?
— Сегодня в республике функционирует 9 специализированных ЦОНов, до конца 2015 года планируется открытие спецЦОНов в Актюбинской и Костанайской областях. Кстати, помимо автодромов, там будет функционировать и мотодром. Что касается Южно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Атырауской и Акмолинской областей, запуск спецЦОНов в этих регионах будет осуществляться по мере выделения финансирования.