После четвертого по счету одномоментного обвала курса тенге за последние 16 лет вряд ли кто-нибудь в нашей стране еще сомневается в том, что после такого решения властей цены на потребительские товары и услуги начинают сразу же расти, какие бы грозные предостережения торговцам не делали чиновники.
Купцы есть купцы – они своей выгоды, конечно же, не упускают, тем более что девальвация и в самом деле предоставляет им хороший шанс и аргументы для повышения цен. По некоторым товарным позициям, как известно, цены уже повысились и после новой девальвации – например, на автомобили, бытовую электронику и авиабилеты по международным направлениям. Но насколько в целом вырастут потребительские цены после нее, пока ни в Нацбанке, ни в правительстве еще не подсчитали, так как не установился новый обменный курс тенге к доллару. Пока глава Нацбанка Кайрат Келимбетов заявил лишь, что в среднесрочной перспективе инфляция не превысит 8% в годовом выражении, правда, напомнив на всякий случай, как скакнул до 17% этот показатель в соседней России после того, как рубль отправился в свободное плавание.
Действительно, до последней девальвации правительство и Нацбанк традиционно ставили цель по сдерживанию уровня инфляции в коридоре 6-8%, что им в основном и удавалось, за исключением 2013 года, когда этот показатель упал до 4,8%. С другой стороны, в их совместном заявлении о переходе к новой экономической политике и новому режиму денежно-кредитной политике, с которым они выступили в день последней девальвации 20 августа, ясно ставится задача снижения инфляции до 3-4% также в среднесрочной перспективе.
Пока аналитики Нацбанка и правительства не опубликовали свои выкладки и прогнозы, есть смысл обратиться к статистическим архивам, чтобы вспомнить, как ведет себя инфляция после девальвации тенге. Так, в феврале 2009 года потребительские цены поднялись на 0,8% по сравнению с 0,3% в январе того же года (см. график 1).
График 1.
Изменение цен на потребительские товары и услуги в 2008-2009 годах в процентах, прирост
Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК.
Больше других подорожали тогда непродовольственные товары – на 1,8% к январю, в том числе моющие и чистящие средства – на 8%, товары личной гигиены – 5,8%, медицинские препараты – 4,6%, бытовые приборы – 3,8%, аудиовизуальное оборудование и фотоаппаратура – 3,3%, посуда – 1,9%, книги и газеты – 1,7%, бензин — 1,2%, солярка – на 0,6%.
Продовольственные товары в феврале 2009 года подорожали на 0,6%, а наибольший рост цен демонстрировали кофе, чай и какао (5,8%), алкогольные напитки и табачные изделия (2,7%), фрукты и овощи (1,5%), рыба и морепродукты (1,2%) и сахар (1,1%). А подешевели тогда подсолнечное масло (4,6%), яйца (3,3%), мука (1,3%), рис (0,3%) и хлеб (0,1%). Зато по платным услугам тогда произошло значительное замедление темпов роста тарифов – с 1,2% в январе до 0,2% в феврале. Подорожали услуги здравоохранения (на 1,2%), личного обслуживания, ресторанов и гостиниц (1%), культуры (0,7%), по сбору мусора (0,6%), водоснабжению (0,1%). А подешевели расценки на услуги транспорта (0,3%), транспортировку газа по распределительным сетям (0,8%), электроэнергию (0,5%) и услуги канализации (0,2%).
В итоге 2009 год инфляция завершила на отметке в 6,2% в годовом выражении против 18,8% в 2007 году и 9,5% в 2008-м. Между тем именно 2009 год оказался тяжелейшим для казахстанской экономики – государству тогда пришлось войти в капитал крупнейших банков, выделив на поддержку экономики $10 млрд из Национального фонда. Тогда в совместном заявлении правительство и Нацбанк прогнозировали инфляцию на конец года на уровне 9%.
Перейдем теперь к более свежему примеру – прошлогодней девальвации, проведенной Нацбанком в феврале. Как уже говорилось, к началу 2014 года годовая инфляция опустилась до исторического минимума в 4,8% при официальном прогнозе 6-8%. В январе того года она и вовсе снизилась до 4,5%. На девальвацию этот показатель отреагировал вполне энергично, поднявшись в феврале до 5,4%. Если же сравнивать февральский прирост цен к январю с тем же месяцем 2009 года, то скачок получился вполне приличный – на 1,7% (см. график 2).
График 2.
Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК.
При этом вновь в лидеры вышли непродовольственные товары, подорожавшие в целом на 1,9%, в том числе автомобили – на 10,9%, материалы для ремонта жилых помещений – 4,4%, бытовые приборы – 4,2%, моющие и чистящие средства – 3,9%, товары личного пользования (2,9%), фармацевтические препараты (1,9%), мебель и предметы домашнего обихода (1,7%). Как видно, в этом списке есть некоторое расхождение с данными статистиков за февраль 2009 года.
Платные услуги в феврале прошлого года по сравнению с январем подорожали на 1,7%, что совсем уж значительно отличается от картины после девальвации 2009 года. В наибольшей степени поднялись тарифы на газ, транспортируемый по распределительным сетям (4,2%), электроэнергию (3,5%), центральное отопление (3,1%), горячую воду (2,7%), содержание жилья (2%), канализацию (1,6%), услуги парикмахерских и заведений личного обслуживания (2,2%), ресторанов и гостиниц (1,9%), здравоохранения (1,9%), в области отдыха, развлечений и культуры (1,7%), дошкольного образования (1,6%). Это явно указывает на то, что правительство и акиматы особо не напрягались с контролем за ценовыми аппетитами республиканских и местных монополистов в коммунальной сфере.
Более резкая реакция рынка наблюдалась в феврале прошлого года и по продуктам питания, которые подорожали по сравнению с январем на 1,5%. Здесь лидировали тогда овощи свежие (13,5%), картофель (11,2%), сахар-песок, сыры (3,5%), творог (3,1%), фрукты свежие (3%). Что интересно, тогда резко подешевели яйца – на 7%, а также масло подсолнечное (0,5%) и гречневая крупа (0,4%).
Тем не менее, и по итогам прошлого девальвационного года инфляция в годовом выражении не вышла за верхнюю границу официального прогноза, составив 7,4%. А поскольку к моменту последней девальвации, проведенной 20 августа, годовая инфляция по итогам июля была совсем уж низкой – 3,9%, можно предположить, что правительство и Нацбанк и в этот раз не особо рискуют потерять контроль над ней. К тому же в России прогнозируют снижение инфляции до 11,4% по базовому сценарию развития экономики при среднегодовой цене на нефть сорта «Urals» в этом году $52 за баррель.