В Атырауский суд по гражданским делам поступил иск от двух бывших военнослужащих в/ч №2201 «г» ПС КНБ РК, уволенных в мае текущего года. В своих исковых требованиях женщины настаивают на восстановлении на службе, выплате заработной платы за вынужденный прогул, а также возмещении морального вреда.
В Атырау начался судебный процесс по иску двух бывших военнослужащих к командованию в/ч 2201 «г» (береговая охрана) Пограничной службы КНБ РК, которых уволили скандального видео в соцсети. Напомним, в по WhatsApp было распространено видео, на котором запечатлены две целующиеся женщины в форменном обмундировании, стоящие у легковой автомашины.
В суде представители ответчика воспротивились присутствию на процессе прессы, мотивируя тем, что будут оперировать секретными документами для служебного пользования. Обе истицы не возражали против огласки дела, сообщает timeskz.kz.
В своем выступлении на первом заседании суда адвокат истцов Аслан Жолболов сообщил, что скандальная видеозапись была сделана 5 мая после 18.00 в районе Северо-Каспийской экологической базы реагирования на разливы нефти (СКЭБР). Этот объект расположен за городом Атырау возле канала Приморский, недалеко от посёлка Дамба. Владельцем базы является АО НК «КазМунайГаз», а арендатором – компания «North Caspian Operating Company» (NCOC) – разработчик морского месторождения Кашаган.
По версии адвоката, служба безопасности СКЭБР сняла пограничников на камеры наружного наблюдения и распространила это видео через WhatsApp. Оно быстро попало в руки командиру части Талгату Туребаеву, который уже на следующий день — 6 мая — вызвал фигурантов видео к себе «на ковер».
«По мнению Туребаева, содержание видео якобы противоречило уставу и нанесло урон репутации пограничной службы, после чего он потребовал написать заявление об увольнении со службы. В противном случае обещал возбудить уголовное дело», — заявил адвокат Жолболов.
«Затем моих доверителей отправили в отпуск, а 21 мая вызвали в часть, где ознакомили с материалами служебного расследования. После они поняли, что действия командира незаконны, их ввели в заблуждение, и обратились за квалифицированной юридической помощью, решившись отстаивать свои права, так как события, за которые их уволили, фактически не имели место», — продолжал адвокат.
«Если обсуждаемые материалы носят гриф «Секретно», покажите, и тогда изучим их без присутствия прессы, но в данное время препятствий для присутствия журналиста я не вижу. Процесс открытый», — поставила точку в споре судья Жанар Шакенова.
Затем адвокат Аслан Жолболов продемонстрировал скандальное видео суду, причем ответчики заявили, что ничего не знали о его существовании и вообще видят эту запись впервые. Истицы (их имена из этических соображений не называем) подтвердили, что на видеозаписи находятся именно они.
Взяв слово, офицеры-ответчики сообщили, что 6 мая в 14.50 на контрольном построении личного состава, после обеденного перерыва, было установлено отсутствие двух военнослужащих-контрактников – главного старшины и старшего матроса. В 17.40 была создана поисковая группа под руководством и. о. начальника тыла, а в 18.10 и в 18.20 отсутствующих обнаружили по месту жительства.
«Причину отсутствия на службе каждая из них письменно пояснила нежеланием служить в рядах Вооруженных сил Республики Казахстан. Проведённым служебным расследованием факт отсутствия на службе и их нежелание служить подтвердился», — рассказал представитель ответчика.
По его показаниям, об этом инциденте командование части уведомило военную полицию и военную прокуратуру. А впоследствии в 7-м отделе военной полиции женщины-пограничники письменно заявили об отсутствии к кому-либо каких-либо претензий.
«Почему они, люди с высшим образованием и не новички на службе, сразу же в мае не обратились в военную полицию и военную прокуратуру за защитой своих прав, а теперь в августе требуют восстановления на работе? В голове не укладывается! Как они могут утверждать, что на них оказывали давление?» — задался резонным вопросом возмущенный офицер-ответчик.
«Не нужно путать военную службу с гражданской жизнью», — парировал адвокат.
Истицы же пояснили, что не могли ослушаться приказного тона командира. Кроме того, опасались, что видео станет достоянием общественности, о нём узнают родные и близкие.
В ходе заседания адвокат также заявил о фальсификации доказательств по части якобы проведенного служебного расследования.
Также, по мнению адвоката, если служебное расследование и было, то имеют место нарушения нормативно-правовых актов, которые регламентируют их проведение.
Выслушав мнения сторон, суд перешел к допросу свидетелей по делу, коих в фойе здания было около десятка – и все они со стороны ответчика, то есть военнослужащие части, готовые подтвердить прогул бывших сослуживцев.
«У нас тоже были 5-6 свидетелей, готовых дать показания о том, что мои доверители находились в тот день на службе. Однако силами военной прокуратуры, а также руководства воинской части со всем личным составом была проведена «профилактическая беседа», и под угрозой увольнения все они боятся давать показания. Поэтому у нас на данном заседании свидетелей нет», — пояснил адвокат судье Шакеновой.
Стоит отметить, что каждого из опрошенных свидетелей предусмотрительно просили остаться в зале заседаний, чтобы те не успели поделиться впечатлениями с ожидающими своей очереди сослуживцами. А посему, как считает адвокат Аслан Жолболов, свидетели ответчика запутались в ответах и дали противоречивые показания, оценку которым должен дать суд.
Завершая заседание, судья удовлетворила все ходатайства адвоката. В частности, привлечь к делу в качестве третьих лиц представителей СКЭБР, КМГ и NCOC. А также, что очень важно, запросить у компании-оператора мобильной связи детализацию местонахождения телефонов истцов 6 мая в период с 15.00 до 18.00, что может окончательно повлиять на исход дела.
Беспрецедентный в истории атырауской Фемиды, да и Вооруженных сил РК в целом процесс продолжится 25 августа.
К слову, накануне процесса Пограничная служба КНБ РК распространила по данному делу официальный комментарий.
«Увольнение военнослужащих с видео, на котором запечатлены две женщины в форме, распространенном рядом СМИ 28 июля 2015 года, не связано. Обе военнослужащие уволены в соответствии со ст. 26 п.1 пп.13 Закона РК «О воинской службе и статусе военнослужащих» («отсутствие военнослужащего на службе без уважительной причины в течение трёх и более часов подряд»). По казахстанскому законодательству нетрадиционные взгляды военнослужащих не являются основаниями к увольнению со службы», — говорится, в частности, в комментарии ПС КНБ РК.