Вполне ясно заявление главы государства, сделанное им на днях в ходе интервью для общенациональных телеканалов о том, что ситуация с девальвацией российского рубля должна заставить казахстанских бизнесменов задуматься наконец о конкуренции, расставило все точки над «i» в дебатах о необходимости ответного ослабления тенге.
Напомним, что представители делового сообщества, в первую очередь
руководители Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» и «Народного банка Казахстана», давно и настойчиво требуют от Нацбанка провести девальвацию
казахстанской валюты до прежнего паритета с российской на уровне примерно в 5 тенге за рубль. Надо полагать, что теперь, когда прозвучала ясная установка от Акорды на эту тему, отечественные бизнесмены от нагнетания девальвационных настроений вернутся к главной своей задаче – повышению конкурентоспособности производимой продукции и производительности труда. Ведь президент Казахстана пояснил также, что подешевевший рубль обернулся благом для казахстанских потребителей:
«И вот чуть-чуть «дернулся» российский рубль, пошли туда (покупатели) и сразу все поняли, что это такое. Хорошо, что так случилось! Люди будут дешевое покупать, для моих граждан это хорошо, почему я должен возражать?».
Так что теперь отечественным предпринимателям необходимо сосредоточить свои усилия на выпуске качественной и дешевой продукции, поднимая статус бренда «Сделано в Казахстане».
Эти заявления главы государства имеют под собой вполне прочную основу, опираясь на макроэкономическую и финансовую статистику. Так, на днях стало известно о значительном сокращении дефицита счета текущих операций платежного баланса Казахстана. По данным Нацбанка, этот показатель снизился с минус $801,1 млн за последний квартал прошлого года до минус $205,4 млн за первую четверть текущего года, то есть почти вчетверо. Учитывая, что по итогам всего прошлого года сложился весьма приличный профицит счета текущих операций на уровне $4 млрд 643,5 млн, а международные резервы Казахстана к началу лета находились на отметке в $97 млрд (в Нацфонде — $69 млрд, у Нацбанка — $28 млрд), можно легко понять, насколько прочными остаются позиции казахстанской валюты.
В пользу стабильности тенге указывают и данные биржевой торговли инвалютами. Согласно подсчетам аналитиков Казахстанской фондовой биржи (KASE), в мае по сравнению с апрелем произошло значительное – на 22% — сокращение объема торгов инвалютами. При этом снижение произошло как на своп-, так и на спот-рынках по всем валютам. А по итогам за 5 месяцев, на спот-рынке доллара произошло снижение почти на треть (31,2%), на спот-рынке единой европейской валюты – на 84,3%. Иными словами, биржевой валютный рынок находится сейчас в стадии «охлаждения». Кстати, курс тенге к доллару вовсе не стоит на месте. По данным аналитиков KASE, скорость девальвации тенге к доллару по средневзвешенному биржевому курсу оценивается в текущем году в 4,89% годовых. При этом
за первые пять месяцев уровень девальвации казахстанской валюты к американской в номинальном выражении составил 1,97%
Явные симптомы резкого спада ажиотажного спроса переживает и рынок наличной иностранной валюты. В мае по сравнению с апрелем
продажи американской валюты населению в обменных пунктах упали в 2,2 раза
до $976,2 млн с $2 млрд 142,8 млн, российской – в 2,1 раза до 11 млрд 53 млн рублей с 23 млрд 317 млн рублей, единой европейской – почти на четверть (23,4%) — до 86,9 млн евро со 113,4 млн евро. В принципе, это необычное явление выглядит вполне естественным в условиях высокой волатильности рубля, сложной финансовой ситуации в евро-зоне из-за Греции и высокой привлекательности тенговых депозитов по сравнению со сбережениями в наличных долларах.
Тулеген Аскаров, «Деловой Казахстан»