Похищение человека в Казахстане могут простить — точнее, забыть. Доказательством тому — кража 18-летней Лейлы Темиркиевой в Павлодаре для алматинского жениха. Скандальная история завершилась прекращением досудебного производства и примирением сторон — вопреки тому, что закон НЕ предусматривает такого исхода за подобное тяжкое преступление. Однако прокуратура Павлодарской области отказалась предоставить сведения уголовного дела о похищении 18-летней девушки и даже намекнула: «это вас не касается!»
Житель Алматы возмущенный не только похищением жительницы Павлодара, но и закрытием уголовного дела по примирению сторон, направил запрос в прокуратуру Павлодарской области:
«25 июня 2015 года в СМИ появилась информация о том, что полиция закрыла уголовное дело по тяжкому преступлению за примирением сторон. Речь идет о похищении человека (женщины) с целью насильственно выдать ее замуж. Похищение человека (статья 125 УК РК) является тяжким преступлением согласно части 4 статьи 11 УК РК. Согласно статье 68 УК РК, примирение по тяжким преступлениям не допускается.
Таким образом, полиция города Павлодар грубо нарушила закон, закрыв данное уголовное дело. Полагаю, что не обошлось без подкупа полицейских. Прошу отменить незаконное постановление о закрытии уголовного дела и привлечь всех виновных в похищении к уголовной ответственности», – написал возмущенный гражданин в заявлении, которое направил в прокуратуру Павлодарской области.
Прокуроры заявление прочитали и ответили: «…Ваше обращение оставляем без рассмотрения».
Более того, прокуратура Павлодарской области оставила вообще без какого-либо ответа вопросы неравнодушного гражданина, такие как:
Какие меры были приняты к полиции за незаконный отказ в принятии заявления о совершаемом тяжком уголовном преступлении, а также за халатность, лень и бездействие в раскрытие данного преступления?
Прошу пояснить, какие меры были приняты к полиции за какие-то там переговоры с какой-то там диаспорой вместо оперативного силового освобождения похищенной с одновременным задержанием преступников?
– Живем в средневековье, — так прокомментировал ответ прокуратуры автор запроса. — Деньги рулят, зло победило добро, прокуратура не предпринимает каких-либо серьезных попыток предотвращения подобных свадеб.
Известная защитница казахстанских женщин, член национальной комиссии по делам семьи и женщин при президенте РК Асия Хайрулина призывает изживать такие традиции при помощи закона и в противостоянии «алматинец – Павлодарская прокуратура» полностью на стороне неравнодушного гражданина.
– Похищение человека – это тяжелая статья Уголовного кодекса, – говорит Асия Хайрулина. – Вот этот человек, который вступился за незнакомую девушку и написал заявление в прокуратуру, на 100% прав. Как такое публичное дело может кого-то не касаться? Что значит — переговоры с диаспорой? У нас действуют законы, которые основываются на правах человека, а не на обычаях и традициях. У нас множество международных конвенций подписаны главой государства. Закрыть это страшное преступление, когда вся страна его обсуждает, просто наглость.
Поступая так, наши правоохранительные органы идут против того, что подписывает глава государства в международных конвенциях. Они привыкли работать по-старинке: деньги заплатили и все примирились. Вот так и живем: людей сбивают на дорогах, убивают, потом друг другу заплатили, и всё – примирение сторон. Жизнь человека фактически стала предметом продажи.
— Вообще, как мне кажется, если дело приобрело такой публичный характер, когда вся страна обсуждала и была в шоке, оно не может закончиться примирением сторон, оно должно стать показательным.
– В павлодарском филиале общественного объединения «Лига женщин-мусульманок Казахстана» говорят, что все примирились и девушка вышла замуж за своего похитителя.
– Это не должно иметь никакого значения. У нас светское государство, а не религиозное. Кстати, ислам также отрицательно относится к похищениям и продажам людей, это противоречит всем нормам ислама. Просто каждый нашел для себя удобное «покрывало»: один говорит про шариат, другой — про какой-то обычай, как-будто за всем этим не стоит судьба человека. А что касается замужества…
Она — молодая девушка, на которую давит толпа родственников и старейшин диаспоры. Как ей в одиночку противостоять этому, если даже прокуратура уходит от ответственности?