Что делать, когда мир сошел с ума? Когда уровень общественной истерики зашкаливает, это неминуемо влияет на каждого из нас, независимо от того, смотрим ли мы телевизор, сидим или не любим сидеть в интернете. Как не поддаться этой истерике? Как не заразиться этой ненавистью? Инструкцию по выживанию дает психотерапевт Марина Таргакова.
— Марина, вы смотрите телевизор, ходите в интернет?
— Если честно, нет. Иногда, чтобы быть в курсе происходящих событий, смотрю новости. Я не верю в объективность подаваемого материала. Так как я езжу в разные страны, я знаю эти новости как горячие пирожки. Я их просто от людей узнаю. То, что вы говорите, что мир поддается массовой психической атаке – это факт. По данным ВОЗ, именно психические заболевания выходят на первое место. Раньше мы говорили о сердечно-сосудистых заболеваниях, потом боялись за онкологию, а теперь психика. Стала нормой депрессия.
— Это какой период – 5 лет, 2 года, год?
— 5 лет назад было гораздо лучше. Но последние два года атака на психику человека переходит все разумные границы. Очень тревожно, что у нас вырос детский суицид.
— Во всем мире вырос или только в Казахстане?
— Вырос везде. Но Казахстан вышел на третье место. Это лидирующий показатель. Мы все время говорим об экономических показателях, о ВВП, но если говорить о показателях взаимоотношений между людьми, то они гораздо больше говорят о том, что происходит в обществе. Увеличилось количество абортов, количество самоубийств, количество стариков, оправленных в дома престарелых, увеличилось количество оставленных детей, количество разводов. То есть ухудшаются показатели психологического благополучия общества, наука человеческих взаимоотношений потеряна.
— С чем вы это связываете? В последний год можно говорить о конфликте Россия-Украина и всем, что с этим связано. Это один из ярких примеров той общественной истерики, которая влияет на нас. А если говорить о мире в целом?
— Я не буду брать экономические и политические причины. Их очень много. Мы потеряли ощущение полноты единой семьи. Если раньше Советский Союз – это была одна семья, Америка – другая семья, Европа тоже, то сейчас мы можем на выходные перелететь в другую страну, мир стал маленький. Мы перестали мыслить семейными категориями, категориями «мы». Стали мыслить категориями «я».
— Даже в традиционном обществе? Ведь Казахстан по сути — это традиционное общество, где семья, род, общность людей по-прежнему имеет огромное значение. И думаю, будет иметь еще долго.
— Наверное, вы правы. Но если даже в таком государстве как Казахстан, в крупных городах распадается каждый второй брак, то это говорит о серьезном положении.
Статистика не персональна, но в каждом втором сердце идет рубец, это же все проходит через сердце, рождаются дети – у них омраченное детство, у них тоже рождаются дети – и такая хроника.
Если раньше из поколения в поколение передавали семейные ценности, силу, культуру, то сейчас передают обиды, разочарования, одиночество, отчуждение. При работе с детьми, они говорят мне, что не хотят взрослеть. Почему? Потому что взрослые врут, лицемерят. Они несчастны. И дети правы. У нас в обществе несомненно вырос материальный комфорт. В моем детстве бабушка штопала дедушке носки. Одежда должна была быть чистой, добротной — и это устраивало. А сейчас в гардеробе должно быть 5 оттенков зеленого, 8 оттенков красного. Босоножки не подходят под платье и т.д. Раньше у людей было больше времени на душевные отношения.
— Акцент был не на материальном.
— Вы знаете, мать Тереза говорит: «Нужно любить людей, а пользоваться вещами». А мы любим вещи и пользуемся людьми.
Общество стало обществом индивидуалистов-эгоистов. Сейчас происходят события на Украине, и каждый думает, слава Богу, не у нас, не дай Бог. Если это будет в Павлодаре – слава Богу, не у нас, слава Богу — не на моей улице, не в моей квартире. Каждому кажется, что до него не дойдет. Когда-то мы думали, что наркомания – удел буржуазии, у нас нет проблем. Но это глупость. Весь мир – это сообщающиеся сосуды.
— А как конфликт на Украине сказался на каждом казахстанце, учитывая, что весь мир – сообщающиеся сосуды?
— Люди живут в ожидании…
— Войны.
— Фатализма. Как будто это уже случилось на тонком уровне. Все ждут неотвратимого приближения. Как будто эту фатальность нельзя отодвинуть. Мы все ждем, что что-то произойдет. Вот выборы. Потом что? Девальвация? Каждый это говорит и понимает, что мы ни на кого не можем опереться. Каждый должен понять, что весь мир — это ответственность каждого из нас. Никто к нам не придет и ничего не наладит. Это невозможно. Каждому человеку важно взять ответственность за свою жизнь, за свое сознание, за атмосферу, которую он создает вокруг себя. Ответственность за то, что происходит в его маленьком доме, в его большом доме. В большом доме в виде города, в виде страны и земного шара.
Слава Богу, есть тенденция не только к психозу, но и обратная. Есть люди, которые как будто пробуждаются. У меня очень много учеников на Украине. Именно в зоне боевых действий. Некоторые уехали, чтобы отдышаться. А есть те, которые остались. Я с ними созваниваюсь – они такие радостные, пробужденные. Они не работают. Я говорю: «Чем вы заняты?» Они говорят: «Здесь осталось столько бабушек и дедушек, за которыми никто не ухаживает». И им три раза в день готовят еду. А на какие деньги? Они говорят: «Люди добрые — присылают деньги и одежду. Мы их кормим. Они рассказывают истории. Это не просто тарелка борща. Мы беседуем, общаемся. До этого конфликта мы не были такими. Мы ожили. Раньше мы жили какими-то фетишами». То есть, в этом ужасе возрождается что-то светлое. Ну неужели нам всем нужно пережить ужас, чтобы возродить что-то светлое!
— Марина, а какова роль масс-медиа в том, что люди стали психическими неустойчивыми? Сейчас говорят, что СМИ — главный манипулятор и разжигатель ненависти?
— Роль масс-медиа очевидна. Что СМИ и интернет влияют на людей – это 100%. Не зря в Коране говорится – одноглазый гуру. Есть две силы, влияющие на умы людей. Есть сила нечеловеческая – когда человек готов перешагивать через людей, у него несть четкий план, он использует вас как ресурс, просто манипулирует вами. Это нечеловеческая сила. Когда у человека нет никаких моральных ценностей, он очень силен. Он гораздо сильнее обывателя. Потому что у него есть цели и его ничего не сдерживает. И если нужно поставить на это телевидение – нет проблем. Нужно показать убийство или изнасилование – нет проблем. Потому что внутри нет барьера в виде совести.
Есть вторая сила, можно сказать сверхсоциальная или божественная, которая говорит – не убий, не укради, ударили по правой щеке – подставь левую. То есть, божественные каноны. А между этими силами есть три уровня сознания человеческого. Это индивидуальный уровень, когда я думаю — как это отразится на мне? Семейный уровень – как это повлияет на моих близких, и религиозный уровень – как это воспримет моя паства?
Три средних уровня, которые находятся под воздействием противоположных сил. Эти две силы противодействуют, а средний уровень как планктон, на который легко воздействовать. Сейчас понятно, какая сила больше влияет. Это идет через СМИ. А почему она так влияет? Потому что цепляет человеческие ценности.
Если одна сила говорит – да убоится жена мужа своего, то вторая сила говорит – ты этого достойна, чего ради, ты что, нанялась?!
Внутри каждого сердца есть и темная сторона Луны, и светлая сторона Луны. И как нас будут поливать, такая сила и будет произрастать. Сейчас в нас произрастает темная сила. Нас делают индивидуалистами-маргиналами. Жена — мужу — я тебе не нанялась, я работаю так же, как и ты и т.д.
А маргиналы несчастны по своей природе. Они больше покупают, больше едят таблеток. Им нужна шопинг-терапия. Если у вас все хорошо в семье, вам не нужно все бросать и бежать покупать – мол, пусть хотя бы туфли меня успокоят. Те, кто снизу, заинтересованы в людях, которые будут заморочены на сексе и на покупках. И тогда будет много нотариусов, потому что все будут бесконечно спорить.
— Адвокатов.
— Целая индустрия. Потому что наверху – простая жизнь и возвышенное мышление. Там много не надо.
— Марина, я вас слушаю и вижу теорию заговора — «кому-то это надо». Вы даже назвали, кому именно. Но меня всегда смущает глобальность всех этих теорий заговоров. Некто или нечто, кто управляет всеми ниточками. Неужели кто-то персонально на глобальном уровне навязывает нам общество потребления? Я говорю о менеджменте этого процесса. Кто это делает? Или это побеждает темная сторона в каждом из нас?
— И то, и другое. Если мы даже будем смотреть не на планетарном уровне, государственном или городском. Если мы возьмем религиозные уровни, там всегда говорится, что Земля – место, за которое все время идут бои.
— Я себе представляю существо, которое сидит и говорит: «Так, сейчас будем делать акцент на «болезни – аптеки». .
— Это не одна личность. Эта система мышления. Таких людей много. Даже внутри каждого из нас есть такая личность. Фактически людям насаждается такой стиль мышления, он для нас негармоничен. В организме все клетки взаимосвязаны.
Представьте, если бы правая почка сказала: Что я вам нанялась вообще кровь чистить, нечистотами заниматься! Если бы толстый кишечник так сказал.
Если в нашем организме одна клетка начала так эгоистично действовать, то это — раковая клетка. Она убивает свой собственный организм. У нас сегодня раковое сознание, и мы убиваем свой собственный организм. Люди не задумываются об этом. Они делают это бессознательно. Вот это самая большая проблема. Людей завели в это состояние дефицита, конкуренции. И я уже воспитываю ребенка в этом сознании. Я это ребенку передаю. Я – не демон и не дьявол, я делаю это, даже не замечая.
— Марина, давайте вернемся к психозу и ненависти, которые несут масс-медиа. Мне интересно, как распознать манипуляцию и защититься? Как понять, что ты уже заразился этим вирусом — неприятия другой точки зрения?
— Человек движим вкусом. Вкус –это всегда эмоции. Чем ярче эмоции, впечатления, тем сложнее их перепрограммировать. Вот какие эмоции сейчас больше всего расшатаны – корысть, зависть, жадность, страх, вожделение. Они вышли из-под контроля полностью.
Как на то повлиять… Знаете, как гомеопатия – подобное лечится подобным. Нужно добро показывать очень вкусным, интересным, чтобы возникающие у человека эмоции были более сильными. Не просто сантименты, как в голливудском кино – как только они вместе, так кино заканчивается и не говорится, как они пережили трудности, кризисы…
При помощи масс-медиа мы должны справляться с этим. Мы сейчас мечтаем сделать интернет-портал razum.kz. Хотим разумное телевидение, разумную жизнь. Я говорю «мы», потому что нас много в разных странах мира. Это люди, переживающие не только за свою семью. Потому что нельзя быть счастливым в трехкомнатной квартире. Если ваша семья несчастна, я не буду счастлив, потому что мы – сообщающиеся сосуды. Мы должны создавать новое сообщество. То, что мы с вами сегодня встретились – это очень показательно. Значит, кому-то это было угодно.
— Кто-то говорит – не смотреть телевизор, отключить интернет. По-моему, это нереально для городского жителя.
— Невозможно. У людей массовый вкус на это есть. Нужно сделать еще более вкусное там, где они тусуются. Не назидательно – пальцем грозить – смотри, мол, а вкусно. Сегодня люди духовность воспринимают как нечто назидательное и давящее. Они не воспринимают это как дарование, раскрытие своих талантов и своего предназначения. Людям кажется, что их хотят загнать в какие-то рамки, напугать адом, посулить рай. А ведь духовная наука — очень вкусная и самая интересная!
— Я хочу у вас спросить по поводу интернета и соцсетей. С одной стороны, это возможность самовыражения и общения. В соцсети каждый писатель, каждый комментатор. Тот, кто не может сказать во всеуслышание, стать публичным человеком, может выразиться там. С другой стороны, человек один на один с машиной. Не обогащает свой внутренний мир. Многие говорят, что это иллюзия общения. Как вы оцениваете ситуацию?
— Соцсети — это мир одиночек. Человек, живя в своей семье, отчужден от других, мало кто кого волнует. Даже ребенку дали телевизор, чтобы он никого не беспокоил.
Моя знакомая — интернетголик. Она не любит живое общение, потому что в сети может в любой момент нажать Escape и выйти. А когда живой человек говорит, Escape не нажмешь и просто так из общения не выйдешь.
То есть, люди разучились общаться и говорить.
— Вы считаете, что соцсети — это не замена общению?
— Мы сейчас сделали образование по интернету. Потому что очень много одиноких людей. Одна девушка сидит в Токио или Пекине. Не хочет она общаться. Мы ей даем знания через интернет. Что такое знание? Знание – это желание творить добрые дела. Если вы пообщались с кем-то душа в душу, у вас появляется наполненность и желание с кем-то делиться. Если в интернете есть общение, после которого вам захочется идти в мир, да ради Бога. А если вас затягивает и вы переходите с сайта на сайт… Если поставить рядом песочные часы и смотреть, как сыплется песок, это наша жизнь так уходит. То есть, человек не понимает, что его жизнь идет мимо. А ведь человеческая жизнь очень драгоценная. Человеку важно развиваться. Он ищет развитие, но ему дают суррогат. Как сейчас говорят – фейк.
— А как отличить настоящее от поддельного?
— Изначально, какой бы системой вы бы не хотели пользоваться, нужно спрашивать – а какой итог?
— К чему я приду?
— Да. И посредством чего. Мне говорят, что я буду 90-60-90, если выпью эти таблетки – буду худеть, мудреть, ничего не делая. Это же глупость.
Это мир обманутых обманщиков. Чтобы меня обманули, я должен захотеть быть обманутым. Мир разделился на учеников и потребителей. Огромная армия потребителей и единицы учеников.
— Возьмем юный, не выросший мозг. Как ему отличить подделку от настоящего? Одно дело, когда человек прошел судьбоносные или не судьбоносные встречи. А подросток? Есть ли какая-то лакмусовая бумажка в каждом из нас?
— Есть три способа образования. Шепот любви, голос совести и рупор страдания. Вселенная дружелюбна. Мне непременно кто-то скажет что-то такое. Кстати, отличие людей, которые не хотят тобой манипулировать, они ненавязчивы. А те, кто хочет манипулировать, они расскажут вам… Будут на вас воздействовать. Если вы положите руку на сердце, у нас там есть подсказчик, если связь с сердцем не нарушена, там всегда есть подсказка. Иногда мы говорим, меня же внутри предупреждали. У каждого есть внутренний голос.
— То есть, прислушиваться к внутреннему голосу.
— Но чтобы его слышать, не должно быть корысти. Если у меня есть корысть, то конечно я куплюсь на другую корысть. И третий действенный метод – это рупор страданий. Большая часть людей будет обучаться через страдания. Другого способа у них нет. Когда ударятся, тогда да… Меня ведь предупреждали. Эта такая категория, как в «Джентльменах удачи » — украл, выпил — в тюрьму. Своего разума у них нет.
— Я хочу дать вам немного позитива. Недавно был опубликован социологический отчет о ценностях нашей молодежи. Первое место заняла семья, второе – здоровье, а третье – материальные ценности. Меня удивило то, что люди, издававшие этот отчет, сильно сокрушались, что у казахстанской молодежи, оказывается, на первом месте семья и здоровье, а не религия, духовное и личностное развитие. Что вы думаете по этому поводу?
— Семья включает в себя все. Если семья не думает о вашем личностном развитии — это не семья. Это скопище людей под одной крышей. Если в семье нет духовных и нравственных ценностей — это вообще не семья. Если малая семья не служит большой семье — это тоже не семья. Поэтому нужно разобраться, что такое семья.
— Как вы думаете, о какой семье говорит молодежь? О клане, о роде, о казахстанской семье в обычном понимании?
— Мне бы очень хотелось, чтобы это было так. Чаще всего я вижу, что это как наслаждение чувствами друг друга.
Если мы занимаемся наслаждением друг друга, то мы пойдем по пути – голод-насыщение–пресыщение-отвращение. И по новой.
Это оттого, что в семьях людей не обучают — как проходить кризисы, как терпеть, как развиваться внутри этого. Столько интересных тем. Здорово, что у казахстанской молодежи приоритет семьи. Теперь нужно поднять понимание семьи. Что это не просто 2-3, 5 эгоистов под одной крышей. Чем больше эгоистов, тем сложнее жить. Вернуться к истокам рода, семьи, страны. В этом смысле мне очень нравится наш Президент. Потому что он поддерживает все программы, связанные с семьей. Вы понимаете, чтобы расшатать государство, нужно расшатать семью. Просто каждой женщине в семье сказать: «Ты этого достойна!».
— Ты достойна, например, другого мужчины.
— Да, и если женщина, сидя с одним мужчиной, посматривает на другого, или мужчина посматривает, то семьи уже нет. На тонком плане она уже разрушена.
Поэтому должны быть духовные скрепы общества. Это не должно быть на уровне страха, на уровне манипулятивной выгоды, это должно быть на уровне понимания, принятия и одухотворения. Потому что одухотворение – это энергия изобилия. Каждому человеку важно соприкоснуться с энергией изобилия внутри себя. Есть количественное, когда я все набираю, обладаю, а есть качественное – я есть. Не то, что снаружи – в каком я особняке живу, а кто я поистине. Вот эти кризисы хороши. Потому что они выявляют нас настоящих.
Когда говорили, что будет конец света, я разговаривала с одним очень мудрым учителем. Представьте, говорю, случился конец света — прилетело, громыхнуло — торнадо, землетрясение – и что-то случилось с нашим городом. Что будет с нами? Он говорит: «Ничего. Каждый займется своим делом». Я говорю: «Как так ?» Он говорит: «От природы есть люди – учителя. И они пойдут утешать других людей. Первыми пробудятся герои. Вы видели, когда бывали землетрясения, кто-то лез спасать собачку, бабушку с крыши. Им никто за это не платил. Они делали это естественным образом. Потом пробудятся бизнесмены по природе своей. Они проложат Шелковый путь – обмен товарами. А другие будут создавать вещи своими руками – и мир будет настоящим, а не то, что сейчас – подделка, когда мы изображаем из себя тех, кем мы не являемся».
Есть много учителей, которые не учителя по природе. Мы все хотим быть богатыми, но мы – не бизнесмены по природе. Поэтому этот человек говорит, что ничего страшного в этих катаклизмах нет. Все станет, как должно быть.
Видеоверсию смотрите здесь.