Президент Казахстана на расширенном заседании правительства предложил заменить налог на добавленную стоимость (НДС) на налог с продаж. Потом эта идея вошла в программу «100 шагов». Президент аргументировал инициативу проблемой возврата НДС. Потому что в условиях неизбежного падения доходов в бюджет на фоне снижения цен на нефть и металлы, необходимость возврата НДС экспортерам становится для государства тяжелой ношей.
Более того, если в условиях экономического роста компании могли не обращать внимания на то, что государство задерживает им выплаты НДС, то после ухудшения мировой экономической конъюнктуры этот вопрос стал для них весьма актуальным. Весьма показательна история с металлургическим гигантом «Арселор Миттал», который владеет в стране Карагандинским металлургическим комбинатом, добывает уголь и железную руду.
Компания потребовала возврата более 11 млрд тенге НДС, которые государство задержало с 2011 года. При этом «Арселор Миттал» сократил зарплату своим работникам, что вызвало скандал и потребовало вмешательства государства. Понятно, что рабочий коллектив «Арселор Миттал» – это почти 16 тыс. человек на металлургическом производстве и около 25 тыс. в других подразделениях. Для государства было нежелательно возникновение каких-то вопросов с рабочими в Караганде. Поэтому оно и вмешалось в проблему заработной платы.
Но и у компании были свои весомые аргументы. Во-первых, это падение мировых цен на черные металлы и уголь. Во-вторых, девальвация в России и снижение экспорта компании в эту страну. В-третьих, невозврат НДС с 2011 года, что, собственно, было очевидным нарушением.
Безусловно, что компания «Арселор Миттал», как в общем-то, и все экспортеры, хотела бы проведения в Казахстане девальвации.
Это позволило бы ей сэкономить на платежах внутри страны, в том числе и на зарплате. К примеру, в соседней России металлургические компании с проведением здесь девальвации стали чувствовать себя гораздо лучше. Девальвация позволила им несколько компенсировать потери от падения цен на экспортных рынках.
Но у государства в этом вопросе своя логика. В таком случае необходимо искать пути решения проблемы. Очевидно, поэтому государство в середине июня вернуло компании «Арселор Миттал» НДС, правда, не всю запрашиваемую сумму. Причем возвращать пришлось НДС с 2011 года, когда положение дел с ценами на металлы и нефть было гораздо лучше.
Кроме того, с НДС часто возникают сомнительные ситуации, что довольно типично для постсоветского пространства. Бывают случаи, когда оформляют лжеэкспорт и потом требуют возврата НДС, маневры с НДС возможны и при внутренних операциях, например с компаниями-однодневками. Но есть еще и масса честных предпринимателей. Так что в целом администрирование такого налога представляет собой весьма непростую задачу. В Казахстане далеко не все компании включены в реестр тех, кто платит НДС. Смысл здесь в том, чтобы снять нагрузку с налоговых органов за администрирование НДС с массы мелких и средних компаний.
Но самый большой вопрос с НДС связан с тем, что данный налог теоретически должен стимулировать экспорт. Отсюда и идея возврата НДС при экспорте товаров. Например, очень многие туристы имеют опыт оформления возврата НДС при покупке и последующем вывозе товаров из Европы.
Однако в Казахстане экспорт состоит в основном из сырья и продуктов его первичной переработки. Понятно, что экспортеры в любом случае будут продавать нефть, металлы и прочее на мировых рынках. При имеющихся масштабах казахстанского сырьевого экспорта возврат НДС составляет внушительную долю расходов бюджета.
Поэтому вполне логично, что государство стремится заменить НДС на налог с продаж. В этом случае упрощается его администрирование и не надо будет возвращать НДС экспортерам. Правда, возникает вопрос о поддержке несырьевого экспорта, но с этим у нас сейчас есть очевидные трудности, а проблемы бюджета надо решать сегодня.
Хотя непонятно, как это скажется на налогообложении нефтедобывающих проектов по СРП (соглашению о разделе продукции). Но это еще один отдельный вопрос.
Статья любезно предоставлена журналом «Центр Азии».