Народная борьба қазақша күрес может вскоре исчезнуть, несмотря на все усилия Армана Шураева её популяризовать. Об этом пишет Өтеп Молдабек на портале Шын.kz.
«Да, в Казахстане в последние годы уделяют особое внимание пропаганде казахской борьбы. Особый вклад в это дело вносит Арман Шураев. Уже в пятый раз прошел турнир «Қазақстан барысы», борцы со всего мира узнают о казахской борьбе, растет интерес к национальному виду спорта и у нашей молодежи. Были турниры «Еуразия барысы» и «Әлем барысы», побеждал даже спортсмен из Кубы. На призовой фонд Арман Шураев не скупится, вопросов не вызывает и уровень организации турниров. В этом году турнир посетил даже сам Елбасы.
Арман Шураев сильный менеджер, правильный организатор, турниры проходят на высоте, однако он не является палуаном (борец). Он не знает всех тонкостей этой борьбы. А эксперты, к чьей помощи он прибегает, устанавливают свои правила. Отсюда и все проблемы», — пишет Өтеп Молдабек.
«Главная проблема, которая тревожит нас — нарушение плавил казахской борьбы. Первые соревнования по қазақша күрес, с разбивкой на весовые категории начали проводить с 1937 по 1939 годы. А первые правила были написаны в 1955 году Музафаром Райымқуловым. Позже, в 1970 году, появились новые правила под авторством Металбека Болғанбаева, Матущака, Айханова, Байдосова и Бугыбаева.
С этого момента правила қазақша күрес начали нарушаться. Потому что по правилам, написанным Металбеком Болғанбаевым, казахская борьба стала больше смахивать на самбо. Тогда мы были еще студентами, самбо только-только приходило к нам, а про дзюдо у нас мало кто знал. Тогда Металбек оправдывался тем, что хотел привлечь к самбо больше молодежи,самбо, мол, мировой вид спорта, будет выгодно, если қазақша күрес будет схож с самбо.
С тех пор казахская борьба проводится по неверным правилам. В 1990 году А.Айханов, в 1993 году Бауыржан Жаналин внесли в правила новые, хорошие дополнения, однако и они не смогли вернуть нашему виду борьбы свой изначальный национальный стиль.
Современные, ныне действующие правила, написаны Диханбем Биткозовым, Маратом Жахитом и Сериком Токеевым. Именно этих людей можно назвать главными нарушителями правил казахской борьбы и угрозой для национального вида спорта. Этих уважаемых агашек мы называем «диктаторами», поскольку результаты теперь стали зависеть не от силы и мастерства палуанов, а от персональных решений этих людей, которые ныне являются самыми главными судьями», — пишет Өтеп Молдабек.
«Начнем с одежды, в которой выходят борцы на схватку. Ныне борцы выходят в форме одного цвета, которая отличаются лишь красными или синими полосками. Носят шорты выше колен. Но казахи никогда не задирали штанины выше колен, это считалось откровенной вульгарностью. Штаны должны быть ниже колен. Пропаганда казахской борьбы ведется с целью ее включения в список олимпийских видов спорта, а значит, этим видом спорта в перспективе должны заниматься и наши женщины. Как же казашки будут выходить на схватку в шортах? Это ведь не согласуется с нашей духовностью и моралью.
Костюмы должны быть разного цвета. Потому что безошибочно отличать их по полоскам трудно. Обувь должна быть на тонкой подошве. Вообще, қазақша күрес должна отличаться от других видов борьбы. Человек, не знакомый с борьбой, но наблюдающий за қазақша күрес, не догадается, чья эта национальная борьба. Тогда как, глядя на сумо или на монгольскую борьбу, любой легко понимает, какой нации принадлежит этот вид спорта.
Следующий момент — оценка результатов. Сложные правила совсем непонятны для аудитории. Кто победил в схватке, зрители понимают лишь тогда, когда судья поднимет руку победителя.
Эти правила тоже написаны Сериком Токеевым, вернее списаны с японцев. Бүк — коко, жамбас — юко, пол победы — ваззари, чистая победа — ипон.
В той казахской борьбе, которая существует сегодня, нет справедливой оценки. Есть лишь судья-диктатор, который по окончанию схватки подзывает к себе боковых рефери и спрашивает, за что присудил очки тому или иному. Боковые рефери вынуждены прислушиваться диктатору, за которым стоит еще и серьезный спонсор с деньгами, который привел своего палуана», — говорится в материале.
Ветеран предлагает следующие новые правила оценки и присуждения очков:
1 очко
За падение соперника на спину.
За падение соперника на живот.
За падение соперника на четвереньки.
За падение соперника без прикасания пола коленом.
Если соперник руками облокотился об пол.
3 очка
За падение соперника боком на одно плечо.
Чистая победа
Если уложит соперника на обе лопатки.
Если соперник встанет «мостиком».
Если 3 раза наберет 3 очка.
Если соперник схватит за ногу.
Если соперник получит 3 предупреждения.
«В сегодняшнем турнире «Қазақстан барысы» палуаны борются не по-казахски. Наша борьба теперь больше похожа на дзюдо. А это рано или поздно приведет к исчезновению национального стиля и настоящего вида казахской борьбы», — заключает Өтеп Молдабек.
Источник: Шын.kz