Крупнейший ВУЗ страны «простил» студентке долг в 1,8 млн тенге и выдал диплом о высшем образовании — хотя всего неделю назад пресс-служба КазНУ обвинила 21-летнюю Асель Кыдырбай в преступном сговоре с бухгалтерами. Пока расследование против бухгалтеров, которые несколько лет обкрадывали университет, продолжается, КазНУ предпочел погасить конфликт с единственной участницей этой истории, которая обратилась в СМИ — вероятно, в надежде купить молчание.
Эти действия и некоторые другие заявления администрации КазНУ показывают, что, возможно, скандал с хищением миллионов тенге в ВУЗе — лишь верхушка айсберга проблем.
Итак, по порядку.
В феврале 2015 года департамент внутренних дел Алматы начал досудебное расследование по статье 190 УК РК (мошенничество) в отношении одной из бывших бухгалтеров КазНУ — Балаусы Нурлан. Основанием стало заявление студентки Асель Кыдырбай:
«Бухгалтер Балауса Нурлан убедила меня, что как отличник учебы я имею право на 25% скидку… и поэтому деньги за обучение должна передавать ей. В феврале 2012 года в помещении бухгалтерии университета я передала бухгалтеру Б. Нурлан 380 тысяч тенге, однако квитанцию она не выдала… после чего я своевременно сдала все зачеты и экзамены.
В апреле 2012 года Б. Нурлан… сообщила, что на мой счет ошибочно перечислила 410 тысяч тенге… попросила немедленно получить и передать полностью ей, что я и сделала.
…Таким образом, на мои счета были сделаны 5 денежных переводов на сумму 1 467 855 тенге, которые я отдала в бухгалтерию в тот же день, когда и снимала».
За эту мошенническую обнальную схему полицейские сейчас и пытаются привлечь к ответственности Балаусу Нурлан. А руководство КазНУ, опубликовав пресс-релиз, поторопилось причислить студентку к мошенникам.
В своем официальном заявлении администрация КазНУ фактически обвинила Асель в криминальном сотрудничестве с бухгалтером. Приводим выдержку (с сохранением пунктуации и орфографии в оригинале):
«Был выявлен факт соучастия в мошеннической схеме хищения средств студентки Кыдырбай Асель Арабкызы… Обучаясь в университете по гранту АО РД «КазМунайГаз» она в корыстных целях вступив в сговор со специалистом бухгалтерии университета Б.Нурлан открыла два личных счета в различных банках. На данные счета был произведен незаконный возврат перечисленных средств «КазМунайГаз» за обучение. Эти средства были сняты А.А.Кыдырбай со счетов… В связи с чем, она подозревается в соучастии в мошеннических действиях и хищении денежных средств. Также А.А.Кыдырбай подозревается в организации сбора денег с других студентов и их присвоении совместно с Б.Нурлан».
И вот здесь начинаются нестыковки.
На самом деле «КазМунайГаз» стал платить за обучение Асель со второго курса, с сентября 2012 года (по 635,8 тысячи за год). Первый курс девушка училась за свой счет, и именно тогда бухгалтеры, подозревающиеся в мошенничестве, предложили ей оплатить обучение наличными и получить скидку в 25%.
Все эти сомнительные платежи бухгалтерии закончились в ноябре 2012-го — а «КазМунайГаз» стал платить за Асель позже, с 2012-го по 2015 годы. Однако, как следует из пресс-релиза КазНУ, эти деньги тоже были потеряны… Но виновата ли в этом Асель? Официального подтверждения этого нет, но ВУЗ уже поспешил обвинить студентку.
Очевидно, кто-то в этой ситуации говорит неправду. Только факт в том, что деньги «КазМунайГаза» исчезли в любом случае — и пресс-служба КазНУ это подтвердила.
Важная деталь: если бы деньги «КазМунайГаза» пропадали сразу после оплаты, то Асель просто бы не допустили к сдаче экзаменов. Однако таких проблем у отличницы учебы не было — трижды ее приказами переводили на следующий курс по итогам успешно сданной сессии. Что, по сути, является доказательством отсутствия за студенткой каких бы то ни было долгов между курсами. Или же указывает на то, что тот, кто переводил студентку, по каким-то причинам закрывал глаза на долг.
Далее, из претензий КазНУ к студентке непонятна сумма, которую требуют от студентки — таковая четко не прописана. В своем письме к адвокату первый заместитель проректора КазНУ им. аль-Фараби Мухамбеткали Буркитбаев пишет:
«…годовая стоимость обучения для Кыдырбай А.А. составила 635 800 тенге… за Кыдырбай образовался долг за обучение…».
Но какова итоговая сумма долга? Возможно, этого просто никто не знает.
И еще одна ошибка из пресс-релиза, хоть и больше техническая, но все же косвенно указывающая на то, что документ готовился не очень аккуратно и в спешке:
«В настоящее время в отношении бывших специалистов бухгалтерии возбуждено уголовное дело и ведется следствие. В отношении студентки четвертого курса факультета международных отношений А.А.Кыдырбай ведется досудебное расследование».
Нет никакого «возбуждения уголовного дела» против бухгалтеров — с 1 января 2015 года действует новый Уголовно-процессуальный кодекс РК, который просто отменил такую стадию. Теперь есть досудебное расследование — и таковое ведется в отношении бухгалтеров. А вот ведется ли оно в отношении Асель — большой вопрос: документов, доказывающих это, нет.
Зато есть диплом об окончании обучения в КазНУ, который, со слов ее адвоката Орынгали Усенбаева, Асель получила… 7 июля. И это официально значит, что претензий по недоплате у ВУЗа нет.
Как расценивать такие неоднозначные и не очень корректные действия администрации КазНУ? Вероятно, администрация вуза обнаружила крупную недостачу на своих счетах, которую нужно как-то возместить. Вариант, по всей видимости, нашелся один — пусть обманутые бухгалтерами студенты заплатят по второму кругу, раз плохо читали договор и носили деньги наличными прямо в руки мошенникам. Но Асель возмутилась и пошла к журналистам. Вероятно, выдача заслуженного диплома — своего рода попытка купить молчание.
А молчать есть о чем, ведь бухгалтеры проворачивали свои сомнительные дела на протяжении нескольких лет. Тот же пресс-релиз КазНУ гласит: в 2014 году аудиторской проверкой был «…выявлен факт мошенничества и уклонения студентов от оплаты за обучение путем сговора со специалистами бухгалтерии С. Т. Жекеновой, Д. Р. Турсынбековой и Б. Нурлан.
Принятые на работу бывшим руководством КазНУ, они, начиная с 2008 года, совершали неправомерные мошеннические действия, связанные с присвоением денежных средств. Инициатором незаконных действий является С. Т. Жекенова, работавшая вначале секретарем у бывшего проректора по финансово-хозяйственной деятельности С. Шаяхметова, а затем переведенная им специалистом в бухгалтерию».
Итого обнальная схема работала на протяжении 6 лет. Как руководство ВУЗа могло не знать об этом? Если за студентами возникали реальные задолженности, кто и почему издавал приказы об их переводе с курса на курс?..
На условиях анонимности опытный ревизор пояснил нам:
невозможно на протяжении нескольких лет обворовывать вуз, чтобы остаться незамеченными, так как в госучреждениях аудит проводится ежегодно.
Вполне может оказаться, что эти действия бухгалтеров и вся ситуация в целом — лишь видимая часть проблем.