В Казахстане предполагают разграничить функции счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета и комитета финансового контроля министерства финансов РК, передает КазТАГ.
«Сейчас в парламенте находится закон о государственном аудите и финансовом контроле. И вот в этом законе мы предполагаем, и там такие нормы есть: необходимо четко разграничить функции счетного комитета, как органа высшего внешнего финансового контроля, и комитета финансового контроля на местах», — сказал председатель счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Козы-Корпеш Джанбурчин на пресс-конференции.
По его словам, действительно функции комитета финансового контроля минфина и счетного комитета дублируются, «и, наверное, это имеет под собой какую-то и объективную основу».
«Дело в том, что мы все является органами финансового контроля. Счетный комитет является органом внешнего финансового контроля, то есть мы не подчиняемся правительству и проверяем исполнение республиканского бюджета в соответствии с нашими планами и по поручениям главы государства, администрации президента. А комитет финансового контроля является органом внутреннего финансового контроля. Он подчиняется правительству, является орудием или инструментом в руках правительства для того, чтобы вовремя выявлять возможные нарушения в п роцессе исполнения бюджета», — пояснил глава счетного комитета.
Хотя, по утверждению К. Джанбурчина, для объекта контроля, куда приходят либо представители финансового контроля, либо представители счетного комитета, по большому счету, никакой разницы нет, кто к нему пришел – орган внешнего или внутреннего финансового контроля.
«Потому что мы и они задаем, в принципе, одни и те же вопросы», — отметил он.
«Проблема здесь, наверное, не столько в дублировании, сколько в том, чтобы мы одновременно не заходили на объект контроля. Чтобы не получилось так, что сегодня пришел счетный комитет, послезавтра пришел комитет финансового контроля, потом пришла ревизионная комиссия, потом пришел территориальный орган финансового контроля, то есть проблема и в дублировании и в том, что наши действия между собой не согласованы пока еще, в достаточной мере. А мы должны все свои планы согласовывать. То есть, если счетный комитет в этом году запланировал проверить какие-то конкретные государственные органы или субъекты квазигосударственного сектора, никто другой туда заходить не должен. Потому что это, грубо говоря, мы начинаем наступать друг другу на ноги», — добавил глава счетного комитета.
По мнению К. Джанбурчина, в вопросе решения данной проблемы «очень важна роль органов внутреннего аудита или внутреннего контроля, которые есть во всех государственных органах как в центре, так и на местах».
«…Во всех министерствах, ведомствах, в акиматах, на территориальном уровне — в управлениях, в департаментах. И вот эти службы внутреннего контроля или внутреннего аудита в состоянии сами выявлять вот эти нарушения, которые счетный комитет или комитет финансового контроля выявляет», — подчеркнул он.
Поэтому «эти службы внутреннего финансового контроля и аудита должны тоже работать во всех госорганах, они должны работать как одна система».
«Более 60% выявляемых счетным комитетом нарушений связаны с тем, что не выполняются элементарные требования Бюджетного кодекса, закона о градостроительной, архитектурной деятельности. Ну, неужели орган внутреннего финансового контроля не может выявить, что в бюджетной заявке, которую он подает, нет технико-экономического обоснования? Конечно же, может. Просто они, я считаю, работают недостаточно эффективно, особенно на региональном уровне», — заявил глава счетного комитета.
«Мы надеемся, что с принятием закона о госаудите и финконтроле эта проблема наличия дублирования между органами финансового контроля разных уровней будет устранена или, по крайней мере, минимизирована», — заключил К. Джанбурчин.