До своего 90-летия, которое придется на 15 октября 2015 года, один из старейших банков нашей страны явно не доживет по воле своей нынешней «мамы» — Казкоммерцбанка, решившего покончить с мучениями «дочки».
В пресс-релизе, опубликованном одновременно обоими участниками рынка по поводу завершения ими обмена частью активов и обязательств, ясно говорится о грустном будущем БТА, который «в рамках утвержденных акционерами планов в ближайшее время обратится в Национальный банк с ходатайством о добровольной сдаче лицензии на проведение банковских операций». После того, как БТА Банк перестанет быть участником банковского рынка, ему предстоит сосредоточиться на работе с проблемными активами — собственными и полученными от Казкома.
При этом
все средства, полученные от работы с проблемными активами, будут направляться на погашение долга нынешнего БТА Банка перед Казкомом.
Из пресс-релиза также выясняется, что такой итог был предопределен в конце прошлого года решениями внеочередных общих собраний акционеров двух банков.
Для того, чтобы участники схемы довели ее до конца, потребовалось внести изменения в действующее законодательство (соответствующий закон был принят 27 апреля 2015 года),
а также в нормативные акты Нацбанка (это сделало его правление 8 мая), перевести замену эмитента по еврооблигациям, выпущенным БТА Банком, определить рыночную стоимость обмениваемых активов (ее провели в два этапа независимые оценщики PricewaterhouseCoopers Tax and Advisory LLP и ТОО «Colliers Valuation»). 26 мая Советы директоров обоих банков одобрили сделки (операции) по одновременной передаче активов и обязательств между ними. 27 мая правление Нацбанка дало добро на эти сделки. 2 июня в соответствии с требованиями статьи 61-2 закона о банках обе стороны опубликовали объявления о передаче активов и обязательств в официальных изданиях, а также на своих корпоративных веб-сайтах.
Согласно договора, Казком получил от БТА Банка завидное наследие — все открытые в последнем текущие и сберегательные счета юридических и физических лиц со всеми остатками на этих счетах и с сохранением прежних реквизитов счетов, активные карточные счета клиентов вместе с платежными картами, остатками на этих счетах и сохранением прежних реквизитов счетов, права требования по работающим кредитам, выданным клиентам корпоративного, малого и среднего и розничного бизнеса. К этим сладким «вершкам» надо добавить еще работающие филиалы и отделения БТА Банка, часть основных средств, товарно-материальных ценностей, ценные бумаги и деньги, акции дочерних организаций БТА (страховых, брокерско-дилерской, ипотечной, лизинговой компаний, ТОО «Алем кард», ТОО «Титан инкассация»).
В общей сумме предварительная балансовая стоимость активов БТА Банка, передаваемых Казкому, составляет 413,3 млрд тенге, а обязательств – 383,1 млрд тенге.
А БТА Банк получил от своей материнской организации горькие «вершки» в виде прав требований по части кредитов, выданных клиентам корпоративного бизнеса, и доли участия в ТОО «Kazkom Realty» — дочерней компании Казкома, занимающейся управлением стрессовыми активами, связанными с недвижимостью. Общая сумма этих фактически проблемных активов впечатляет – 1 трлн 171,7 млрд тенге! Впрочем, еще более впечатляет объем «плохих» займов самого БТА Банка — 1 трлн 794,7 млрд тенге, что составляло на 1 мая 85,11% его ссудного портфеля.
Собственно говоря, БТА уже давно был «зомби», а не полноценным банком.
Не удивительно, что уже на следующий день после завершение обмена активами и фактического обрезания «пуповины», соединяющей разрешившийся бременем Казком и обескровленный БТА Банк, первый из них сообщил своим клиентам из числа физических лиц об увеличении ставок вознаграждения по вкладам в тенге и иностранной валюте. Ведь в противном случае конкуренты могут легко отобрать у Казкома лакомый кусок вкладов населения в БТА Банке, составлявший на 1 мая вполне приличные 254,4 млрд тенге!
В заключение остается лишь напомнить читателям, что на спасение АО «БТА Банк» государством были потрачены миллиарды долларов из Национального фонда, не говоря уже о поддержке его депозитами и ценными бумагами ФНБ «Самрук-Казына» и дочерних госкомпаний холдинга. Осталось непонятным, зачем нужно было тратить столь огромные средства, если еще в 2008 году, то есть до национализации БТА Банка государством, в законодательство была введена норма о «хорошем» и «плохом» банках, позволявшая уже тогда разделить его на две части, что, собственно, и произошло теперь.