Лидер Казахского национального совета Мухтар Шаханов требует извинений от другого лидера наицоналистов, Жарылкапа Калыбая. За что? Об этом интервью Ерлана Толеубая с Шахановым, опубликованное порталом Камши.
«- Недавно Жарылкап Калыбай решил участвовать в президентской гонке. Я его предупреждал: «Брось эту затею, бесполезно, не наберешь нужного количества голосов. Если наберешь пять тысяч голосов, готов отрезать себе нос», — пошутил я. Оказывается, в интервью телеканалам он заявил, что наберет сто двадцать пять тысяч голосов. Приступив к активным действиям, он набрал шестьсот голосов, а для регистрации кандидатом нужно было набрать девяносто три. А теперь тот же Жарылкап намерен создать новую партию. И на этом пути ему может помешать партия «Халық рухы». Поэтому он выбрал новый способ порочить мое имя.
Он заявил, что «Шаханов ни одно начатое дело не доводил до конца» и опубликовал эту информацию в журналах «Жұлдыздар отбасы», «Аңыз адам», которыми руководит. Однако Жарылкап глубоко заблуждается. Не я ли добился возрождения Наурыза, который в советский период был под запретом? Не я ли раскрыл правду о декабрьских событиях 1986 года? Не я ли назвал имена 41 человека, виновного в подавлении декабрьского восстания, не я ли остановил внедрение инициативы «казахстанский народ» по аналогии с понятием «американский народ», объявив голодовку в знак протеста? Тогда меня поддержали еще 4 тысячи человек, так мы вынудили осознать своих братьев, что они казахи, вынудили власти принести извинения. Думаете это было легко? Если бы была принята инициатива «о казахстанской нации», которая бы запретила нам называть себя «казахами», то сегодня сам Жарылкап, наверное, не был бы редактором казахскоязычных изданий. И какое из этих дел я не довел до конца? Считаю, Жарылкап должен просить у меня прощения.
— Когда национальный совет, возглавляемый вами, приступит к официальным политическим действиям?
– Недавно мы вновь возродили Казахский национальный совет. Хотя совет был создан более года назад, он бездействовал. Люди, возглавлявшие совет, занимались чем угодно, но только не работой. Из-за того, что меня подвело здоровье, мы не смогли плодотворно работать. Сейчас здоровье, слава богу, в порядке. Поэтому я предложил заменить многих в руководстве совета… Перед нами стоят большие задачи. Пока высших чиновников в законодательном порядке не обязуют говорить на государственном языке, пока государственные телеканалы не заговорят на государственном языке — судьба народа будет неясной. Усиливается прохладное отношение к казахскому языку, пренебрежение им. В Астане 47%, а в Алматы 40% казахских детей учатся в школах с русским языком обучения. На государственных телеканалах вещание на государственном языке должно занимать не менее 50 процентов эфирного времени… Еще одна важнейшая проблема – строительство атомных электростанций, угрожающих безопасности страны — в мире еще не разработана технология, полностью уничтожающая остатки ядерного топлива. Некоторые развитые страны отказываются от строительства АЭС. Кроме того,
пришло время начать открытую борьбу с такими бесполезными для государства союзами, как Евразийский экономический союз
– Как известно, нынешняя весна ознаменовалась массовой гибелью сайгаков. Для тех, кто понимает, массовый падеж сайгаков — проблема не менее важная, чем катастрофа Арала. Насколько волнует вас эта проблема?
– Во времена Советского Союза, когда я был народным депутатом СССР, возле Арала погибло около полумиллиона сайгаков… И сегодня мы должны стоять на страже своей страны, его природных богатств, животного и растительного мира. Чтобы выяснить, имеет ли непосредственное влияние на массовую гибель сайгаков аварии протонов, нужно пригласить ученых и специалистов не только из России, но и из других развитых стран мира. Эта лишь одна часть проблем, стоящих перед Казахским национальным советом. Нам нужно добиться прекращения запуска ракетоносителей с Байконура — мы видим, как страдает экология, животный мир и жители региона.
– Когда устаете от парадоксов, царящих в казахском обществе, не посещает вас желание уехать из страны?
– Недавно был сильно удивлен, когда в интернете прочитал, что полмиллиона жителей Казахстана приобрели жилье за рубежом. Это люди, которые когда-то сумели извлечь выгоду от приватизации госимущества в свою пользу — и благодаря этому они приобрели недвижимость за рубежом. Но мысль уехать за рубеж чужда моей природе. У меня есть стихи «Төрт ана» («Четыре матери»), которые вошли в школьные учебники более 20 стран мира. Там есть такие строки: «У каждого человека, кроме родной матери, должно быть еще четыре матери – родная земля, родной язык, духовность, традиции и родная история». Тесно связанный этими матерями, как я могу уехать за границу? Меня и кнутом не выгонишь из родной казахской степи. Я всегда буду верен своей родной земле. Пока бьется сердце и дышу, буду вести непримиримую борьбу за национальные интересы и справедливость.
Источник: Камшы