Бывший глава Нацбанка Григорий Марченко предупреждал: платежные интернет-сервисы несут угрозу независимости, нужно создавать национальные аналоги. Но пока аналогов нет, а крупнейшая мировая система PayРal пришла в Казахстан — теперь граждане страны могут с ней зарабатывать на продажах в Интернете.
Как бы не относился к этому Марченко, это отличная новость для рядовых казахстанцев, желающих делать бизнес в Интернете. О том, какие преимущества открывает платежная система PayPal отечественным бизнесменам и простым казахстанцам и не настанет ли PayPal местным платежным системам — в эксклюзивном интервью 365info рассказал региональный директор, PayPal в Казахстане, Турции, Ближнем Востоке и Северной Африке Киванч Онан.
– У жителей Казахстана уже давно есть возможность осуществлять оплату с помощью PayPal. Но до сих пор мы не могли переводить полученные через PayPal средства на свои банковские счета. Сейчас у нас есть такая возможность?
– Казахстанские пользователи теперь могут получать средства на свой счет в PayPal. До апреля 2015 года они не имели такой возможности. Теперь, после поступления средств, они могут воспользоваться ими для оплаты любых покупок на множестве веб-сайтов, где в качестве опции оплаты указан PayPal, или вывести эти средства на банковский счет в США или на банковскую карту Visa с поддержкой Original Credit. Теперь потребители смогут воспользоваться нашей безопасной и удобной платёжной системой и при расчетах внутри Казахстана.
– Можно ли привязать банковский счет к счету в PayPal, если это личный, а не корпоративный аккаунт?
– Пользователи могут привязать к PayPal банковский счет, открытый в банке США, но не в банке Казахстана. В будущем мы изучим возможность реализовать вывод средств из PayPal через банковские счета в местных банках, но на данный момент у нас ясности в этом вопросе нет.
– То есть к счету PayPal нельзя привязывать банковскую карту казахстанского банка?
– Вы можете привязать любую международную карту к вашему аккаунту в PayPal. Главное условие – чтобы она работала в режиме онлайн: это карты Visa, MasterCard, American Express, Diners, China Union Pay. Если некий казахстанский банк выпускает карту, и карта принадлежит к одной из перечисленных выше платежных систем и работает в режиме онлайн, то пользователь, соответственно, сможет воспользоваться этой картой для удобной и безопасной оплаты онлайн покупок через PayPal. Даже на тех рынках, где мы заключили партнерское соглашение с местным банком, мы никогда не вводили ограничений на использование карт других банков с PayPal.
– Операции по оплате онлайн-покупок с PayPal внутри России бесплатны, относится ли это и к Казахстану тоже?
– При использовании PayPal для осуществления платежей сборы не взимаются при условии, что ваш счет открыт, например, в рублях – то есть в одной из валют, с которыми мы работаем. Если вы осуществляете оплату в какой-либо другой валюте, то может взиматься комиссия за конверсионные операции.
– Каков размер сбора за трансграничные операции?
– При использовании PayPal для оплаты покупок трансграничные сборы не взимаются, однако поскольку мы не работаем с казахстанским тенге, то может взиматься комиссия за конверсионные операции.
– Какие преимущества для казахстанских пользователей открывает платежная система PayPal, если учесть, что с тенге вы не работаете?
– Теперь PayPal позволяет предпринимателям Казахстана продавать свои товары и услуги на международном рынке, что способствует развитию страны как международной торговой площадки и укреплению электронной коммерции на быстроразвивающихся рынках. Многообещающие перспективы для местного бизнеса подтверждаются результатами недавнего глобального исследования, проведенного компанией Ipsos* по заказу PayPal. Анализ показал, что 41% покупателей из ведущих стран Европы используют PayPal для совершения покупок у зарубежных продавцов. С точки зрения покупателей, расширение спектра предоставляемых услуг означает, что они смогут использовать привычный, безопасный и удобный способ расчетов при работе с более широким спектром продавцов.
– По мнению некоторых специалистов, PayPal представляет угрозу для отечественных платежных систем. Другие, напротив, считают, что выход PayPal в Казахстан не будет иметь особого успеха, так как местное население предпочитает рассчитываться за покупки исключительно наличными. Как вы оцениваете свои шансы завоевать наш рынок?
– Казахстан демонстрирует выдающиеся темпы развития рынка электронной коммерции. Местные предприниматели используют интернет для наращивания своих продаж, как внутри страны, так и на международном рынке. Для местного бизнеса платежная система PayPal является воротами на рынки других стран и способствует росту казахстанского экспорта. На протяжении последних нескольких лет мы наблюдали динамичное развитие местного рынка электронной коммерции. Благодаря успешно функционирующей платежной инфраструктуре объем региональной и международной торговли по итогам 2013 года составил 1,5 миллиарда долларов. По данным МВФ, в 2016 году прогнозируется рост ВВП страны на уровне 3.1%, что является очередным подтверждением перспективности казахстанского рынка. Мы рады возможности работать в этой стране, помогая местным предпринимателям успешно вести бизнес в глобальном масштабе. Потребители хотят иметь в своём распоряжении безопасный инструмент для оплаты покупок через Интернет при помощи банковских карт, не раскрывая каждый раз свою финансовую информацию. PayPal защищает потребителей и помогает им чаще пользоваться своими картами.
– Какова величина комиссий, взимаемых PayPal, и как она соотносится с тарифами казахстанских банков? Проводили ли вы анализ своих конкурентных преимуществ?
– Наши тарифы совершенно прозрачны и всегда доступны на сайте paypal.com/kz/fees. Среди преимуществ PayPal для предпринимателей стоит отметить отсутствие комиссий за регистрацию счета, а также какой-либо абонентской платы. Наши тарифы предусматривают лишь взимание комиссий за фактически поступающие платежи, причем, чем больше платежей поступает, тем меньше приходится платить.
– Ваш казахстанский сайт на английском языке, что нарушает права потребителей, согласно нашим законам.
– Мы работаем над его переводом на казахский и русский языки. И так как работа идет, говорить о нарушении закона «О защите прав потребителей» пока рано. Этот вопрос мы уже уточнили в компетентных органах Казахстана.
– А что делать в ситуации, когда продавец ввел покупателя в заблуждение, поставив ему дефектный товар или предоставив некорректное описание продукта? Существует ли у потребителя возможность возврата уплаченных средств, и в какой период это возможно сделать? Что делать в ситуации, когда процедура возврата товара оказывается довольно дорогой? (Стоимость доставки в США иногда достигает 100 долларов).
– Для защиты покупателей, в случае, если товар, на который распространяется программа защиты покупателей, и приобретенный клиентом на сайте, не был доставлен, или если товар не соответствует представленному продавцом описанию, то в рамках программы защиты покупателей PayPal Buyer Protection клиент может получить полное возмещение в размере стоимости товара и стоимости доставки. Самое главное в работе PayPal — это интересы людей, как покупателей, так и продавцов. Именно так нам удается обеспечивать безопасность интернет-торговли по всему миру.
– Да, PayPal славится тем, что предоставляет бесплатный арбитраж для покупателей и продавцов.
– Программа защиты продавцов (Seller Protection) в настоящий момент в Казахстане не работает.
– Где будет располагаться служба поддержки клиентов? На сегодняшний день, при возникновении проблем пользователи должны обращаться в американский офис, что довольно затруднительно из-за языкового барьера, дороговизны международных звонков.
– После запуска наших сервисов в Казахстане работа нашего центра поддержки пользователей не изменилась, и мы по-прежнему оказываем высококвалифицированную поддержку для наших клиентов. Чтобы обратиться в службу поддержки, казахстанским пользователям достаточно просто войти в личный кабинет на сайте PayPal и кликнуть по ссылке «Contact Us». При возникновении каких-либо проблем казахстанские пользователи всегда смогут получить быструю и профессиональную помощь наших специалистов.
– Имели ли место случаи взлома PayPal? Насколько безопасно пользоваться вашей системой?
– Сайт PayPal надежно защищен с использованием систем криптографии. При условии наличия безопасного соединения с сайтом PayPal, вся передаваемая информация продавцов и покупателей скрыта от посторонних глаз. PayPal использует те же меры защиты, что и любые крупные финансовые институты. Информация хранится в зашифрованных базах данных, а специальные команды специалистов следят за тем, чтобы злоумышленники не могли получить к ним доступ. В случае несанкционированных операций по счету или непоступления оплаченного товара пользователи должны как можно скорее заявить об этом, чтобы воспользоваться программами защиты продавцов и покупателей.
– И последний вопрос. Что необходимо сделать индивидуальным предпринимателям или небольшим компаниям, чтобы начать принимать платежи через PayPal?
– PayPal предлагает простую, понятную и безопасную процедуру создания учетной записи. Предприниматели, желающие вывести свой бизнес на международный уровень, должны посетить сайт paypal.com.kz и за несколько минут зарегистрировать Бизнес-аккаунт. Сразу после этого предприниматели Казахстана смогут принимать платежи за свои товары и услуги от клиентов со всего мира.