В законопроекте «О судебно-экспертной деятельности» заложено создание палаты негосударственных судебных экспертов, сообщил директор центра судебной экспертизы министерства юстиции РК Исидор Борчашвили, передает КазТАГ.
«Впервые в этом законопроекте мы заложили создание палаты частных судебных экспертов. Мы, во-первых, исходили из чего, возьмите нотариальную палату или коллегию адвокатов, или частных судебных исполнителей. Они ведь тоже создали свои частные саморегулирующие организации. Уверяю вас о том, что никакого давления не будет, это непозволительно. Я сам юрист, я не позволю, пока я на этой должности, чтобы кто-то в их деятельность вмешивался», — сказал юрист в комментарии.
По данным эксперта, состоялось несколько обсуждений данного законопроекта.
«Мы разработали новый проект закона «О судебной экспертной деятельности», согласовали его со всеми заинтересованными государственными органами, мы провели презентацию у премьер-министра данного законопроекта. Этот законопроект сейчас находится в мажилисе, и состоялись уже три заседания рабочей группы, обсудили, но в целом, над этим законопроектом работаем», — подчеркнул представитель министерства юстиции.
Одной из основных причин частичного перекладывания функций судебных экспертов от государства к профессиональным юристам стала возрастающая нагрузка.
«В законе мы все прописали, что собой представляет частная палата судебных экспертов, что они сами выбирают своего руководителя, мы там задачи, все описали, для чего нам это частная судебная экспертиза, все-таки конкурентная среда должна быть, чтобы состязательность была, чтобы и разгрузка была для государственных экспертов», — пояснил И. Борчашвили.
«Сегодня в качестве примера вам приведу в 1997 году создали центр судебной экспертизы в количестве 609 единиц, прошло уже сколько с 1997 года, 18 лет можно сказать, так. А у нас производство экспертизы в 4-4,5 раза возросло, а количество экспертов осталось на том же уровне. Мы неоднократно эти вопросы подымали, но нас не услышали, не увеличили штат. Поэтому вот этот частное, если нам удастся вот создать его, какая-то разгрузка тоже будет», — считает правовед.
При этом степень ответственности негосударственных судебных экспертов останется на том же уровне, что и у государственных.
«Эксперты являются процессуальной фигурой. Их ответственность, что частный эксперт, что государственный эксперт, они одинаковую ответственность несут, они процессуально на одном уровне находятся. Там нет деления, полномочия одинаковые, ответственность одинаковая», — разъяснил юрист.
Вместе с тем, на данный момент судебные эксперты, работающие на коммерческой основе, не пользуются популярностью у правоохранительных органов.
«На сегодня фактически мы анализ мы провели, у нас всего 91 частных экспертов. Многие правоохранительные и специальные органы их не знают, не хотят им назначать экспертизу, опасаясь, что они как частники могут свои коммерческие интересы преследовать. Чтобы этого не было, если мы эту палату создадим, если мы их в реестр, они будут внесены, и всем правоохранительным органам скажем – вот они, саморегулирующая частная палата есть», — указал И. Борчашвили.
По информации руководителя центра судебной экспертизы, на данный момент вопрос оснащенности экспертных лабораторий в целом решен, однако часто возникают проблемы с выделением зданий для государственных судебных экспертов.
При этом заключения казахстанских государственных судебных экспертов до сих пор не признаются на международным уровне.
«Сегодня заключения наших экспертов на международном уровне не признают, мы к этому стремимся, и многое нами сделано по продвижению и в организационном плане, и в других аспектах, и на договорной основе, для того, чтобы заключение наших экспертов на международном уровне признавались», — сказал И. Борчашвили.
По данным специалиста, рассмотрение законопроекта «О судебно-экспертной деятельности» должно окончательно состояться осенью и может быть введено в силу со следующего года.