«У нас нет пьяниц и бродяг, живущих за счет женщин!» — сказали когда-то цензоры великому Чарли Чаплину. А сегодня наши режиссеры сталкиваются с другой формой цензуры: фильм «Хозяева» Адильхана Ержанова и продюсера Серика Абишева неофициально запретили — просто закрыли на полках «Казахфильма». Хотя в Каннах ему аплодировали. Потому что то, что происходит в «Хозяевах», может произойти в любой другой стране мира, но только не в Казахстане! Мы не такие!
— Адильхан, Серик, почему «Хозяева» стал скандально запрещенным фильмом? На одном из показов, которых уже было несколько в Астане и Алматы, вы сказали, что точно знаете, почему фильм запрещен. Но вы так и не решились озвучить это. Сейчас вы можете нам сказать?
— Однозначного ответа я не смогу дать вам и сейчас. Любой фильм – произведение искусства, которое связано с реальностью. Даже если это фантастика. Мы знаем много картин, которые никак не очерняли народ и существовавшее правительство, но были подвергнуты остракизму. Есть пример, когда Чарли Чаплину было сказано: в Америке нет таких людей – пьяниц, бродяг, мужчин, живущих за счет женщин. Фильм с таким персонажем очерняет весь американский народ.
— Говорили вам: «Это позорит нас»?
— Нет. Потому что к «Хозяевам» конкретных претензий быть не может. «Хозяева» — это трагифарс. Эта история, которая затрагивает две семьи. И которую нельзя запретить на официальном уровне. История, понятная всем. В ней нет политики, нет откровенного насилия, нет порнографии.
Запрещать не за что. Как такового запрета я не услышал. Не увидел никакой бумаги.
Но все считают, что фильм запрещен. Потому что его не показывают в прокате. Нет официального продвижения.
— Вам не обидно, что фильм не смотрят в широком прокате?
— Кто любит кино, тот найдет, где его посмотреть. Я не хочу тратить государственные или чьи-то деньги на кинематограф, который не вызовет большой интерес масс. Мы знаем, что коммерческий и авторский кинематограф имеют разные аудитории. И если аудитории, которая пришла расслабиться, представить фильм, который подразумевает не отдых, а формирование своего мнения, то она могет воспринять это, как оскорбление.
— А есть попытка подвести эти жанры под общий знаменатель? Чтобы и зрительское, и авторское с изюминкой. Мне как зрителю очень жалко, что эти жанры разошлись как параллели, которые никогда не пересекутся.
— Есть поговорка – невозможно усидеть на двух стульях. Вы имеете в виду голливудское кино?
— Советское кино.
— Кино Гайдая?
— Фильмы Тарковского. Он был достаточно кассовым режиссером по тем временам.
— Это был коммерческий кинематограф.
— Я имею в виду, что на его фильмы шли.
— Культурный уровень был другой. С этим нельзя не согласиться. Если сейчас пустить его фильмы, не думаю, что они соберут полные залы. Его обвинили в провокации, в неуважении к зрителю. Такой кинематограф, как у Кристофера Нолана и Джеймса Кэмерона «Аватар»… Говорят, они смогли соединить авторское, интеллектуальное и кассовое кино.
— Серик, вопрос к вам. Уже несколько месяцев на «Казахфильме» новое руководство. Вы уже встречались с ним по поводу дальнейшей судьбы «Хозяев»? Я знаю, что «Казахфильм» официально открестился от этой картины. Все права теперь у вас. Что мешает вам выложить его в Youtube?
— Дело в том, что «Казахфильм» официально не отрекся от этого фильма.
— Как собака на сене?
— Что-то вроде восточного коварства. Ни да, ни нет. Мы вам не позволим показывать, не поможем деньгами. Но и нигде не скажем, что мы отрекаемся от фильма.
Такая форма цензуры не только в кинематографе, но и в ЦОНах, в других учреждениях, когда вам говорят: «Мы не можем дать вам такую справку». Тогда напишите, что вы не можете дать. «Нет, мы не напишем». Тупик.
Такая же ситуация вокруг этого фильма. С руководством еще не удалось поговорить. Потому что сейчас запускают картину «Казахское ханство». План прописан. Поэтому говорить сейчас о прокате фильма бессмысленно.
— Не о прокате. Хотя бы о том, чтобы вам отдали этот фильм.
— Нам и так хорошо. Мы в таком состоянии, когда никто никому не задает вопросы.
— Такую картину должны увидеть как можно больше людей. Она талантлива во всех отношениях. Это новое слово в нашем кинематографе. Кстати, вся зима прошла в сравнении «Хозяев» с «Левиафаном» Андрея Звягинцева. Потому что и там очерняют, и здесь очерняют. И там, и здесь говорят, что у нас все хорошо, а вы позорите нашу славную действительность. А вы видите параллели?
— Параллели далеко не в очернении. Я думаю, Звягинцев не очерняет свой народ. У него нет такой задачи. Он занимается искусством. А сравнения идут на уровне фабулы. И там, и здесь хотят отнять дом. На этом все параллели заканчиваются. Их проводят те, кто смотрел фильм поверхностно, или считывает только фабулу.
— Да, художественные решения абсолютно разные.
— Я бы все-таки хотел быть оптимистом в наших отношениях с «Казахфильмом».
Нужно отдать должное — такого количества молодых режиссеров я не видел ни в одной стране.
Я езжу по фестивалям, и там режиссеры на 10-20 лет старше меня. А то, что мы не совсем увидели то, что мы думали – нормально. Я думаю, и в Голливуде боссы имели претензии к своим режиссерам. Это решаемо. Главное – молодые режиссеры прославляют свою страну, развивают киноязык, входят в конфликт с общественным мнением. Главное, чтобы они не прекращали работать.
— Можем ли мы в будущем увидеть Адильхана Ержанова в зрительском кино? Или вас это в принципе не интересует?
— Я не умею делать зрительское кино. Даже если я возьму тему, которая интересна всем, я не владею киноязыком коммерческого кино. Оно работает с языком штампов. А для меня это не самовыражение. И как только я начну наполнять видео своим авторским видением, произойдет разрыв с коммерческим кино.
— Теперь вопрос и к вам, и к Серику. Недавно громко проанонсировали так называемое партизанское, малобюджетное кино, которое должно воспитать нашего зрителя, научить видеть другое кино. Это было год назад. Пока ничего не видно. Что это такое – партизанское кино? И увидим ли мы его в скором времени?
— Готова первая работа одного из участников манифеста Жасулана Пашанова. Он почти без бюджета снял «Шлагбаум». Первый закрытый показ был 20 марта. У фильма, я уверен, будет хорошая судьба.
— Я желаю, чтобы ваши работы доходили до зрителя. Чтобы их видели не только журналисты и кинокритики. А зрителям желаю ходить не только на фильмы, которые идут в кинотеатрах, но и потрудиться посмотреть фильмы, где нужно немного поработать над собой. Смотрите хорошее кино и общайтесь с талантливыми людьми.