Одежда человека — отражение его мыслей. И потому казахам нужно возвращаться к национальной одежде, чтобы вернуть себе свою историю, убеждена председатель Союза ремесленников Айжан Беккулова.
Долгие годы Айжан работает над возрождением народных ремесел в Казахстане, и работает достаточно успешно — правда, ее саму эти результаты пока не устраивают.
— У нас разве еще остались ремесла в Казахстане?
— Еще 5-7 лет назад, когда мы начали программу по возрождению ремесленничества, можно было сказать, что большая часть ремесел была забыта. Но нашлись умные неравнодушные люди – это наш постоянный партнер фонд «Евразия», ЮНЕСКО, компания Shevron. Те, кто понял, что пора возрождать ремесла. На тот момент 80 % всех ремесел были утеряны.
— А что за ремесла?
— В первую очередь, нужно говорить о изготовлении войлока номадическим методом, ювелирное искусство, обработка кожи, резьба по дереву. Это основные направления. Существует еще много других видов, которые сейчас оказались не столь востребованными. Если вы пойдете в музей, там все экспонаты изготовлены нашими мастерами-предками.
— А почему ремесла стали исчезать? Это чья вина?
— При советской власти ремесла забывались по причине установленных канонов. Например, в казахскую степь пришел театр. Нужно было укрупнять орнамент. Делать его более зрелищным. Из национального костюма ушли многие мелкие детали.
— Не было моды на национальную одежду. Ее не носили в быту.
— Это тоже большой минус. Шотландцы до сих пор гордятся своим национальным костюмом. Немцы надевают национальную одежду на праздники. Полмира гордится своими традициями. Мы про шапан вспоминаем только, когда нужно подарить юбиляру. Причем, дарят не лучшие шапаны. Есть понятие «шапанизация всей страны». Но потом все это стыдливо прячется в сундуки.
— Показное.
— На самом деле у казахского костюма есть замечательные традиции, которые нужно вытаскивать. Прочитала в интернете про идею проведения Дня национального костюма. Я – «за». И не просто проводить. А делать его всенародным праздником.
— У нашей редакции был такой день.
— Замечательно. Мне интересно, в каких костюмах вы были и где их взяли? Посмотрите, что творится на улице. Молодые религиозные девушки ходят в непонятно откуда взявшихся костюмах. Почему не обращаются к национальному костюму? Ведь, если хотят покрыть голову, есть много национальных головных уборов. На любой возраст. Почему нужно заменять на неизвестно что? У каждого костюма есть своя семантика и символ. Нельзя просто выдернуть что-то и думать, что это присуще твоей культуре. Думаю, это недоработка дизайнеров. Обидно, что мы потеряли вышивку бисером. Вы не встретите работу жемчугом или кораллом. Вы не видели вышивку золотом. У нас два мастера сейчас вышивают.
— Это же долгий и тяжелый труд. Вряд ли у нас найдутся ценители, желающие приобрести такой костюм.
— Люди же отдают пару тысяч долларов за обычный европейский костюм. Он изготовлен в серийном производстве. Почему те же деньги не отдать за индивидуальный костюм и не поддержать мастера?! К тому же этот костюм не на один день. Его можно передавать из поколения в поколение.
— Сейчас есть движение «Покупай казахстанское». Может, наши дизайнеры под него начнут работать? Казахстанское — не значит только «сделано в Казахстане», но и по казахстанским мотивам и традициям.
— Любому дизайнеру нужно обладать чувством патриотизма. Ты живешь в стране с богатой культурой. Зачем подражать европейской культуре? Мы итак ежедневно ходим в этой одежде. Почему нельзя сделать свою работу индивидуальной? Я сама не видела, но знаю, что в музее Москвы или Санкт-Петербурга хранится шуба, когда-то подаренная казахским ханом российскому государству. Шуба подбита лебяжьим пухом. Причем перышки подшиты одно к одному. То есть мех создан из перьев лебедя. Я бы хотела увидеть эту технологию. Еще знаменитые шалбары охотника или знатного человека — помните картину Верещагина «Киргизский охотник»? На ней казахский охотник стоит в шалбарах. Это тонкие замшевые штаны, вышитые тончайшим шелком вручную. Вот эту технику мы тоже потеряли.
— А восстановить никак нельзя?
— Это моя мечта. В Казахстане я ни одного такого мастера не знаю. Я ищу. Обратилась к мастерам за рубежом. И один из ведущих вышивальщиков мира обещал мне провести мастер-класс в Алматы. Но надо посмотреть, как он сумеет это сделать. Потому что практики почти ни у кого нет. Эта техника была только у казахов. Ее нет у киргизов. И не встречается даже у индейцев Америки — они вышивали немного иначе. Они нашивали уже готовую вышивку на замшу. Хотя у нас много схожего в культуре. К сожалению, такую технику у другого народа я не встречала. Поэтому пригласить мастера неоткуда. Мы потеряли выделку кожи и замши. Знаем, что казахи делали такую тонкую высококачественную кожу. На Великом Шелковом пути это была экспортная статья. На одну чашу весов клали шелк, который был на вес золота, на другую — кожу и замшу, выделанную казахами.
— Так высоко оценивали?
— У меня есть шапан, которому более 200 лет. И до сих пор замша не потеряла своей мягкости и эластичности. Вышивка по яркости не уступает современным нитям. Года 3 назад я давала шапан дизайнерам, которые оформляли город к Наурызу, они сделали фотографии вышивки, стилизовали и повесили поздравительные плакаты. Их обвинили в том, что они использовали не казахский орнамент.
Советский период помог нам забыть свое наследие. Если мы не видим узор қошқар мүйіз (бараньи рога), нам кажется, что это уже не казахский орнамент. Если видим растительные орнаменты, то возникает сомнение. А на самом деле в книгах 50-70 годов можно увидеть разнообразие казахского орнамента.
— Я на днях была в музее имени Кастеева. Видела там небольшие картины, сделанные европейскими путешественниками в период пребывания в Казахстане. Они зарисовывали местных жителей, бытовые ситуации. Там совершенно другие костюмы. Мы таких не видели.
— Казахский костюм очень богат по отделке, по вышивке, по покрою и назначению. Так же, как и у других народностей — бытовое назначение, статусные отличия.
— Отличия по регионам.
— Многие даже не знают, что в Западном Казахстане есть специальный платок с богатой вышивкой, который одевался женщиной после замужества. Такую вышивку сейчас делают 2-3 мастерицы в Западном Казахстане. Они помнят мотивы этой вышивки. Мне кажется, было бы очень интересно сейчас вместо магазинных платков носить платки с богатой вышивкой.
Когда женщина надевает национальную одежду, у нее меняется осанка, меняется отношение к себе
Я сама мечтаю надеть кимешек. Потому что в нем появляется ощущение благородства, элитарности. С условием, что кимешек сделан по правилам, из хорошей ткани, богато орнаментирован. Сразу приобретаешь другой статус. Многие наши апашки стесняются носить кимешек. Может, потому что его просто нет в свободной продаже?
— А их шьют где-то на заказ?
— Я в Алматы встретила мастерицу, которая мечтает возродить кимешек. Она пару раз выставляла свою работу на ярмарку, после я ее не видела. Может от того, что ее товар не востребован. У меня сохранился кимешек моей прабабушки. Там вышивка золотыми и серебряными нитками. Он выглядит просто роскошно, несмотря на то, что материал пожелтел и нитки потускнели.
— Надеюсь, у нас когда-нибудь будет такой музей. Это ведь отражение времени, истории и самой личности.
— Мы уже 7-й год проводим конкурс ремесленников «Шебер». Цель его — выявить таланты, дать им стимул. Победители едут за границу на большое мероприятие по ремеслу. Одна наша победительница подала забытую технологию по изготовлению мужского шапана. Он соткан из тончайшей пряжи на верблюжьей шерсти. Когда мы эту вещь показывали современным городским мужчинам, они спрашивали: «Где это можно приобрести?» Такой шапан был бы уместен и сейчас. Он прост визуально — легкий, теплый и элегантный. Совсем не то, что сегодня выдают за казахский орнамент.
Я дизайнерам и мастерам всегда советую сходить в музей и посмотреть реально качественные костюмы. Потому что нужно учиться на лучших образцах, а не смотреть, что продает сосед на базаре. Оралманы, пришедшие из Монголии и Китая, переняли красочность той культуры, но принеся ее сюда, не переложили, переработав, на нашу культуру. Поэтому такие цвета, плюс синтетические ткани и нитки – получается цвет, рвущий глаз. Нет гармонии. Еще исследователь Перемышевский писал, что, когда попадаешь в казахскую юрту, при всей яркости цветов, не чувствуешь себя некомфортно. Потому что сочетание цветов гармонично. Это объясняется природным вкусом мастериц и использованием природных красителей. Даже самые яркие природные красители всегда хорошо сочетаются.
Видеоверсию смотрите здесь.