Политологи возмущены: новая доктрина национальной безопасности США угрожает безопасности любой страны мира, а права, которые американский президент закрепил за своей нацией, нарушают права всех других народов.
Новую стратегию национальной безопасности изложил Барак Обама в своем послании к нации. В программе американский президент очень четко обозначил вызовы, стоящие перед государством и меры по противостоянию им. Однако, политологи, внимательно изучившие документ, пришли в ужас.
«Жестокий экстремизм и усиливающаяся террористическая угроза создают устойчивый риск нападения на Америку. В этих условиях США должны мобилизовать мировое сообщество и смело ответить на них…
Успешная стратегия обеспечения безопасности американского народа должна начинаться с одной неоспоримой истины — Америка должна быть лидером.
Сильное и устойчивое американское лидерство крайне важно для основанного на правилах международного порядка», — говорится в документе.
Булат Султанов, директор Исследовательского института международного и регионального сотрудничества:
— Вопрос, по словам президента США, заключается не в том, должна или нет Америка лидировать. Вопрос состоит в том, как она должна лидировать: «Мы обезглавили Аль-Кайеду, существенно ослабили ее, но по-прежнему ИГИЛ и связанные с ними группировки используют потрясения на Ближнем Востоке и в Северной Африке в своих интересах. Нарастает опасность подрывных и разрушительных кибер атак. Поэтому мы должны лидировать целеустремленно и это лидерство должно основываться на наших непреходящих национальных интересах. В меняющейся глобальной среде США и впредь будут руководствоваться национальными интересами во всем, что бы мы ни делали в мире».
«Мы будем лидировать, используя все инструменты американской мощи. Наша армия сохранит свою готовность защищать наши непреходящие национальные интересы».
«Мы должны заглядывать в отдаленную перспективу, поскольку по всему миру происходят исторические преобразования, которые будут длиться десятилетиями. Благодаря своей стратегии Америка сможет влиять на их траекторию, использовать те возможности, которые они предоставлять, а также управлять рисками, которые они создают».
— Что беспокоит США? «Мы наблюдаем усиливающий потенциал Индии, усиление Китая и агрессивность России, которая влияет на перспективность отношений между ведущими государствами». Что интересно, когда американцы говорят о трех странах, они говорят следующее: «Наши вооруженные силы размещены по всему миру для защиты наших граждан и наших интересов». И это самое главное, ведь, «если стратегия сдерживания не сработает, вооруженные силы США будут готовы применить военную силу в любой точке мира»! При этом, формулировки «использование силы не должно быть тем, к чему мы прибегаем в первую очередь. Но иногда это необходимый выбор» — чистой воды демагогия. «США будут применять военную силу, при необходимости используя ее в одностороннем порядке, когда этого потребуют наши непреходящие интересы, когда кто-то будет угрожать нашему народу, когда в опасности окажутся наши жизни и благосостояние».
Почему в одностороннем? Кто уполномочил?
Почему им позволяют держать вооруженные силы по всему миру? И самое главное, в любой момент, когда Вашингтон посчитает, что возникает угроза, они применят эти вооруженные силы! Вот что страшно!
— Далее в доктрине говорится: «Мы отвергаем лживые заявления о том, что Америка и ее союзники ведут войну с исламом. Мы будем и дальше действовать законными методами. За пределами районов активных боевых действий мы будем стремиться задерживать, допрашивать и привлекать к суду террористов, действуя через правоохранительные органы».
А Сирия, Ирак, Афганистан, Египет? Там идет на мой взгляд прямая война с исламом. Кто уполномочил США называть людей террористами? Только суд может это сделать. Почему США могут по всему миру задерживать, допрашивать и привлекать к суду? Есть же международное право и, кроме того, национальное право любого государства.
«Когда сдержать и ликвидировать такую угрозу не представляется возможным, мы будем без колебаний предпринимать решительные действия». Я считаю, что это прямое противоречие международному праву.
— «Мы предпринимаем усилия по ослаблению и разгрому ИГИЛ. Мы будем и впредь оказывать поддержку Ираку, мы совместно с партнерами обучаем и вооружаем умеренную Сирийскую оппозицию».
Кто вас уполномочил обучать и вооружать Сирийскую оппозицию? Это прямое вмешательство во внутренние дела Сирии! Сирия, между прочим, член ООН.
А в Ираке сейчас разгорелась борьба между шиитами, которых США привели к власти, и суннитами, которые находятся в оппозиции. Именно это — одна из главных причин возникновения так называемого государства ИГИЛ.
«Америка находится в уникальном положении, чтобы поддерживать мирные демократические перемены». Но, при этом «мы будем выступать за защиту прав человека и человеческого достоинства». Главное право человека — это право на жизнь, в моем понимании. А мы видим, как в Афганистане эти права человека соблюдаются, в Сирии, в Ираке, и есть опасность, что они начнут распространять свои демократические принципы на все другие зоны мира.
— Далее идет раздел «Поддержка формирующей демократии». «Начавшиеся в арабском мире народные восстания происходили в регионе со слабыми демократическими традициями, с мощными авторитарными элитами, с межконфессиональными разногласиями, с активными жесткими экстремистскими силами. Поэтому неудивительно, что там пока больше неудач, чем успехов. Но перемены на Ближнем Востоке и Северной Африке — неизбежны, как и во всех тех местах, где искусственно поддерживается иллюзия стабильности».
Но прежде чем начинать народные восстания надо было посмотреть и учесть ситуацию. А в результате Ливия — раздроблена, Сирия — практически раздроблена, Ирак — расколот и весь арабский мир находится в ужасном состоянии.
А американцы, признав неудачи, заявляют: «мы будем и впредь изыскивать способы для поддержки достигнутых успехов и для ослабления трудностей демократического перехода за счет ответственной помощи, инвестиций и торговли». Как можно так цинично об этом говорить? Ввергли весь регион в хаос и при этом говорить, «сами виноваты, ребята, не смогли разобраться».
— О международном порядке: «Мы обладаем возможностью и несем ответственность за укрепление, развитие, а в случае необходимости за создание правил, норм и институтов, являющихся фундаментом мира, безопасности, процветания и защиты прав человека в 21 веке. Современная мировая система очень сильно зависит от международно-правовой архитектуры, созданной США и их единомышленниками. Благодаря активному американскому лидерству, эта система надежно служит нам на протяжении 70 лет».
Ну как может система международно-правовой архитектуры, которую создали американцы, надежно служить народу?
«Мы будем заставлять нарушителей платить соразмерную цену. Целенаправленные экономические санкции остаются эффективным средством наказания безответственных игроков.
Мы будем применять многосторонние санкции через ООН, но при необходимости будем действовать и в одиночку. И мы не позволим нарушителям влиять на нашу региональную стратегию».
Комментарии здесь, как говорится, излишни.
Соединенные Штаты Америки считают, что США есть и будут Тихоокеанской державой. Потому что в ближайшие пять лет почти половина экономического роста за пределами США будет обеспечивать Азия. «Мы сейчас осуществляем перебалансировку в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. И изыскиваем возможности для укрепления вооруженных сил в этом регионе… Динамика безопасности в регионе, включая спорные территориальные претензии на море…, создают риск эскалации напряженности и конфликта, поэтому американское лидерство очень важно для формирования безопасности в этом регионе».
А раз здесь экономика, то нужно усиливать военное присутствие. «Мы совершенствуем наши альянсы с Японией, Южной Кореей, Австралией и Филиппинами. Полны решимости укреплять региональные институты. Мы будем впредь способствовать укреплению безопасности, развитию и демократии в Азиатско-Тихоокеанском регионе».
«США приветствуют укрепление стабильного, мирного и процветающего Китая. Мы стремимся к сотрудничеству в решении общих и региональных вопросов. Хотя конкуренция будет обязательна, мы не верим в неизбежность конфронтации.
В то же время конкуренцией мы будем заниматься с позиции силы, настаивая на том, чтобы Китай соблюдал международные нормы и правила в самых разнообразных вопросах: от безопасности на море, до торговли и прав человека.
Мы будем пристально следить за военной модернизацией Китая, изыскивая при этом пути для снижения риска непонимания и просчетов. Что касается кибер безопасности, то мы будем предпринимать необходимые меры для защиты наших компаний и сетей от краж в виртуальном пространстве, кто бы этим не занимался — частные игроки или Китайское государство». Вот так очень четко и ясно написано.
Буквально через месяц после принятия доктрины национальной безопасности, Пентагон утвердил обновленную военно-морскую стратегию «Морская мощь 21 века». В ней уже четко конкретизированы главные враги США и меры по их нейтрализации.
Продолжение следует…