В распоряжении газеты “КАРАВАН” оказался проект приказа о повышении цен на ГСМ, согласно которому министерство энергетики намерено поднять цены на два вида моторного топлива на 10 тенге за литр. Это при том, что цена на нефть на мировых рынках не превышает 62 долларов.
Согласно упомянутому проекту, розничная цена на бензин марки Аи-92/93 составит 108 тенге за литр, дизельное топливо – 99 тенге за литр. Цена А-80 не изменится и сохранится на уровне 89 тенге за литр. Из текста документа не ясно, когда приказ может войти в силу. Но у него есть регистрационный номер: 10-03-03-2925/И от 15.05.2015.
“КАРАВАН” обратился за разъяснениями в пресс-службу министерства энергетики. Но прямого ответа о подлинности документа мы не получили: “На основании Правил (Правила определения предельной цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен. – Прим. ред.) и в соответствии с подпунктом 15 статьи 7, подпунктом 3 пункта 2 статьи 9 Закона “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов” министерство по согласованию с министерством национальной экономики утверждает приказ “Об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен”… Сейчас предельная цена на социально значимые нефтепродукты установлена приказом министра энергетики “Об установлении предельной цены на розничную реализацию нефтепродуктов” от 10.02.2015 года, №67. При изменении цен соответствующий приказ будет размещен на официальном сайте министерства энергетики, – говорится в официальном ответе пресс-службы.
Получается, минэнерго и не отрицает подлинность приказа, как бы говоря, что надо подождать, пока оно примет окончательное решение?
Следует напомнить, что с 5 марта в Казахстане действовал запрет на ввоз российского топлива, как временная мера для того, чтобы избавиться от горючего, накопленного казахстанскими НПЗ. По словам вице-министра энергетики Магзума Мирзагалиева в резервуарах хранилось более 400 тысяч тонн бензина, столько же – дизельного топлива. Его надо было продать, чтобы НПЗ могли дальше работать. Запрет ввели на 45 дней, и закончился он в апреле. Но запрет на ввоз дизтоплива был сохранен.
Есть две версии, почему вводятся новые предельные цены. Согласно первой, цены на рынке Казахстана подгоняют под уровень цен в России. Там литр Аи-92 стоит 31 рубль. Это примерно 117–120 тенге. Разница в 8–11 тенге – это транспортный налог, который в России включен в цену топлива, а в Казахстане платится отдельно. Но российские цены на топливо – это следствие санкций и противостояния страны с Западом! Мы ни с кем не ссоримся, но, получается, тоже должны платить за этот конфликт?
Вторая версия – жадность казахстанских нефтяных королей и их желание восполнить свои убытки за счет внутреннего рынка. Если год назад, когда цена на нефть была высокой, минэнерго приходилось заставлять нефтедобывающие компании оставлять часть нефти для внутреннего рынка, то теперь, когда сырье подешевело, прибыли нефтяников упали, и желающих продать сырье на НПЗ стало больше. Ведь даже нынешняя цена бензина и керосина неоправданно высока при такой низкой цене за нефть. Если же цены еще раз поднимут, тогда прибыли нефтянки резко возрастут. Правда, за счет всей страны.