Закон уже давно не един для всех. И это с завидной периодичностью показывают полицейские. К примеру, в УВД Алмалинского района Алматы два очень похожих друг на друга дела могут получить совершенно разный исход. И только потому, что следователь так решил.
В период с 2012 по 2013 годы по просьбе своего земляка Кайрат Жакенов занял малознакомой женщине 300 тысяч тенге и 2 тысячи долларов. Несмотря на четко оговоренные расписками сроки, свои деньги мужчина не может получить до сих пор.
Отчаявшись добиться возврата средств от Бекарыстан Ульман, которая на тот момент уже перебралась из Алматы в Астану, мужчина решил обратиться в суд.
Судебное заседание по гражданскому иску состоялось 22 июля 2014 года в Есильском районном суде Астаны. В этот же день процесс и закончился. Стороны пришли к мировому соглашению. Согласно ему, ответчик обязалась до 22 сентября 2014 года полностью возвратить долг в размере 600 тысяч тенге, а истец полностью отказывался от своих исковых требований.
Казалось бы, вопрос решен. Однако ни 22 сентября, ни после Бекарыстан Ульман долг не вернула. При каждом разговоре с ней Кайрат Жакенов получал неизменный ответ: «Денег нет. Как будут, так и отдам».
Не помогли и обращения в департамент судебных исполнителей Астаны.
— Я туда обращался несколько раз, — рассказывает Кайрат Жакенов. — Но там ничего толком так и не сделали. А в последнем разговоре вообще в открытую предложили обратиться к частным судебным исполнителям. Заплатите, говорят, им, и они все сделают. Но тогда
зачем держать государственных судисполнителей, которые ничего делать не хотят?
Набегавшись по судам и судебным исполнителям и поняв, что деньги ему возвращать никто не собирается, Кайрат Жакенов вновь решил обратиться в полицию.
— Я снова обратился в УВД, — рассказывает Кайрат Жакенов. — Мне сказали, что уголовное дело возбуждено, следователь работает. Но, когда к концу года никаких подвижек не было, я решил обратиться с заявлением в прокуратуру Алмалинского района.
Ответ мужчине пришел 15 января 2015 года. Зампрокурора района сообщил, что материалы дела изучены, а полицейским района даны указания о строгом соблюдении законов и проведении всех необходимых следственных действий. Прошло почти 4 месяца, но до сих пор из УВД Алмалинского района Кайрат Жакенов не получил ни единой весточки.
— Как человек когда-то сам работавший в полиции, я узнал от своих знакомых в УВД Алмалинского района о том, что за это время Бекарыстан Ульман доставляли в отдел дважды, — рассказывает Кайрат Жакенов. — И каждый раз отпускали. Причин этих поступков я не знаю, потому как следователь ни разу меня не вызывал к себе в тот момент, когда это происходило. На какой стадии оно сейчас, мне тоже неизвестно. Готовлюсь вновь писать в прокуратуру. Может, в полиции им хоть что-нибудь объяснят.
— Здесь — обычное несовершенство законов, позволяющее следователю поступать по его усмотрению, — объяснил корреспонденту 365info.kz подполковник полиции на пенсии, пожелавший остаться инкогнито. — Да, факт того, что деньги были взяты в долг, подтвержден. Так же, как и то, что они не возвращены. Но, согласно определению гражданского суда, ответчица признала факт имеющегося долга. Не отрицает этого и до сих пор, заверяя, что обязательно его вернет, как только будет возможность. То есть она признает факт, говорит, что намеревается отдать, а значит, следователь имеет все основания не квалифицировать ее действия как мошенничество.
В практике полиции того же самого Алмалинского района Алматы существуют похожие примеры, но с совершенно иным исходом.
Примерно в то же время, когда со своими проблемами в УВД Алмалинского района обратился Кайрат Жакенов, в тот же райотдел полиции поступило заявление на частного предпринимателя Наилю Багаутдинову. Женщину обвинили в том, что она заняла крупные суммы денег и не собиралась их отдавать.
Об этой истории, а вернее, о том, как на «голых» словах заявителей, не подкрепленных ни одной распиской, на женщину не только возбудили уголовное дело, но арестовали и упрятали в СИЗО, мы уже писали.
Наиля Багаутдинова, даже несмотря на отсутствие расписок, не отказывалась о того, что занимала деньги. При этом сами же заявители и на следствии, и в суде не отрицали того, что она возвращала их частями. Были этому и свидетели. Значит, не мошенничество?!
Как бы не так.
Оба следователя, которые вели дело, проявили удивительное рвение. Первый — Толеев, не имея достаточных законных оснований, задержал женщину. Через трое суток прокурор Алмалинского района санкционировал ее арест и отказался выпустить под залог. А второй следователь, Атапина, которой впоследствии передали дело, 48 дней не вызывала из СИЗО Наилю Багаутдинову для проведения следственных действий. Зато как только стали поджимать сроки и дело надо было или закрывать, или передавать в суд, Багаутдинову стали привозить в райотдел ежедневно. Никого не интересовало, что знакомиться с делом ее заставили в отсутствии ее адвоката, который в тот момент был болен, о чем следователя Атапину заранее предупредили. Зато таким образом следствию удалось не просрочить дело. 24 февраля, ровно через 2 месяца после санкции на арест, дело было передано в прокуратуру района.
Вот только спешка подвела правоохранителей. Как утверждает сама Наиля Багаутдинова и ее защитники, между следствием, закончившимся 24 февраля, и первым судебным заседанием 6 марта, она находилась в СИЗО без продления кем-либо срока ареста, то есть имело место незаконное лишение свободы. Ни жалобы, ни голодовка, объявленная женщиной в следственном изоляторе, результатов не дали. Вплоть до первого судебного заседания никакой бумаги о продлении ее ареста она так и не получила. Продлили арест только на первом слушании. Где, кстати, Наиле и ее адвокату так и не объяснили, с какого числа.
Чем «пахнет» такая оплошность, знает каждый сержант, не говоря уже о более высоких чинах. Именно это, находясь в СИЗО, и пыталась донести до блюстителей закона Наиля Багаутдинова через жалобы. А в ответ получала лишь отписки. Так, начальник следствия УВД Алмалинского УВД в своем ответе на жалобу Багаутдиновой ответил, что прокуратура района при изучении дела нарушения законности его подчиненными не нашла. А в прокуратуре, причем дважды за 10 дней, ответили, что дело передано в суд. Туда, мол, и обращайтесь с жалобами.
[gallery ids=»106925,106926,106927″]
В журналистском запросе, который редакция 365info.kz отправляла в прокуратуры, Генеральную, городскую и районную, было 4 конкретных вопроса, ответы на которые расставили бы все по своим местам.
[gallery ids=»106933,106934″]
Генеральная спустила запрос в городскую, с требованием «…организовать тщательную проверку доводов автора запроса, в зависимости от результатов принять необходимые меры прокурорского надзора…». Ответ из горпрокуратуры пришел только спустя 2 недели. Ни о чем — простая чиновничья отписка.
А еще через 3 недели ответ дали и в надзорном ведомстве Алмалинского района. Правда, ответили, опять же, не на все вопросы. О том, какие фактические улики (кроме слов заявителей), доказывающие совершение Багаутдиновой мошенничества, имеются в деле, и о том, почему прокуратура не отреагировала на жалобы о незаконном содержании женщины в СИЗО с 24 февраля по 6 марта, в надзорном органе Алмалинского района предпочли промолчать.
[gallery ids=»106940,106941″]
Такие перекосы следствия и надзора в наше время далеко не редкость. У прокуроров обычно в таких случаях одно объяснение: «Да, мы наказываем следователей. Постоянно. Но они просто не успевают. На них висят десятки дел. Кадров и так не хватает, а если мы еще всех уволим, кто тогда работать будет?». Объяснение понятное, но все же как минимум странное. Ведь именно от их работы часто зависят судьбы людей, и мелочей тут быть просто не может.