Казахстанским правоохранителям даже не снится тот простор действий по отношению к гражданам, какой имеют наркополицейские в США. Вас могут обыскать, конфисковать наличность без объяснения причин. Только за 2014 финансовый год департаменты министерства юстиции США «заработали» 3.9 миллиарда долларов на программе гражданской конфискации.
Джозеф Риверс надеялся достичь больших высот. Как пишет местное издание Albuquerque Journal молодой, целеустремлённый бизнесмен из пригорода Детройта собрал 16 000 долларов стартового капитала, чтобы осуществить мечту всей жизни – снимать видеоклипы. Месяц назад Риверс сделал первый шаг – попрощался с семьей, друзьями и сел в поезд до Лос-Анджелеса. Но, так и не доехал.
«Агент отдела по борьбе с наркотиками сел в поезд на станции Альбукерке и начал опрашивать пассажиров, включая Риверса, о месте и цели их путешествия. Когда Риверс сообщил, что направляется в Лос-Анджелес снимать видеоклипы, агент попросил разрешения обыскать его сумки. Риверс согласился», — рассказывает издание.
Агент тут же нашёл деньги Риверса, лежащие в банковском конверте, то есть в том же виде, в котором были выданы банком. Он незамедлительно пояснил наличие при себе крупной суммы: деньги нужны для открытия собственного дела в Калифорнии, а ранее у него уже были проблемы с обналичиванием больших сумм в банках других Штатов.
Агенты ему, конечно, не поверили. И заявили, что деньги наверняка вовлечены в наркобизнес. Риверс попросил полицейских позвонить его матери, чтобы она подтвердила рассказ. Ей не поверили тоже.
В вещах Риверса агенты не смогли найти ничего, что бы указывало на криминальную деятельность: ни следов наркотиков, ни тем более оружия. Никаких обвинений стражи порядка не выдвинули и тем более не арестовали Риверса. Они просто забрали все его деньги до последнего цента, руководствуясь полномочиями программы министерства юстиции о гражданской конфискации имущества. В том же Казахстане, с его несовершенной, как считают некоторые правозащитники, правоохранительной системой это было бы совершенно немыслимым беспределом полицейских. Не говоря уже о практике обыскивать граждан повсеместно. В этой связи
хотелось бы предостеречь наших соотечественников посещающих Штаты и привыкших расплачиваться новенькими, хрустящими сто долларовыми купюрами,
скажем, за несколько изделий от компании Apple в каком-нибудь магазине Best Buy (сеть магазинов бытовой техники) – гарантированно будет обеспечено внимание не только со стороны персонала, но и возможно полиции.
Презумпции невиновности для законов о гражданской конфискации не существует. Скорее наоборот – офицерам достаточно только иметь подозрение, на практике чаще всего необоснованное, что человек причастен к незаконной деятельности, и изъять его собственность.
Доказывать не только происхождение денег, но и их непричастность к незаконной деятельности предстоит целиком и полностью бывшему владельцу наличных. Сделать это самостоятельно крайне затруднительно, скорее всего, придётся нанимать адвоката, а услуги его, как правило, стоят в Штатах очень недёшево.
Чаще всего американцы, у которых полицейские сомнительным образом конфисковали несколько тысяч долларов, предпочитают не связываться – потеряешь много нервов, возможно, ещё больше денег и главное время, за которое эти деньги можно заработать. Игра не стоит свеч –
услуги адвоката будут стоить больше, чем было конфисковано
Тем не менее, если речь идёт о суммах свыше десяти тысяч долларов, люди пытаются вернуть хотя бы часть своих денег. Удаётся это далеко не всем, тем более не сразу. Иногда добиваться возвращения своих же денег приходиться около года, никого из представителей властей при этом не интересует потерянное время или упущенная выгода, если скажем, деньги были предназначены на развитие бизнеса.
Сбережения Риверса только капля в многомиллиардном море конфискаций, совершённых у гражданского населения. Он также нанял адвоката в надежде вернуть хотя бы часть денег и считает, что его выделили среди других пассажиров, потому что он был единственным чернокожим в своём вагоне.
Программа гражданской конфискации является большим источником дохода Агентства по борьбе с наркотиками. Согласно последней информации агенты совершили конфискаций на 38 миллионов долларов в совокупной стоимости конфискованных товаров и наличных денег всего за несколько месяцев этого года. Некоторые конфискованные товары могут быть непосредственно связаны с расследованиями преступлений, однако большинство из них не имеют никакой связи с преступной деятельностью.
За 2014 финансовый год департаменты министерства юстиции США «заработали» 3,9 миллиарда долларов на программе гражданской конфискации имущества против всего 679 миллионов, полученных в результате конфискаций по уголовным делам.
По материалам газеты Вашингтон Пост