Такое мнение сегодня, 13 мая, на пресс-конференции высказал юрист Сергей Уткин и представители инициативной группы арендаторов, пострадавших от пожара в торговом центре «Адем».
— Абсолютно расстроились отношения инициативной группы с администрацией ТЦ «Адем», — рассказал юрист Сергей Уткин. — Инициативная группа работает с самого начала, как только произошел пожар. Сначала администрация торгового центра очень лояльно подошла к взаимоотношениям с инициативной группой. Если вы помните, то с самого начала администрация ТЦ говорила о возмещении ущерба погорельцам. Говорили, что будут это делать полностью или частично, в рамках правового поля. Я предложил: «А давайте это все на бумаге запишем». И тут оказалось, что они говорили не про себя. То есть администрация никому никакого ущерба и не собиралась возмещать. Они говорят: «Пусть там уголовное дело расследуют, вот, кого виновным признают, тот и будет возмещать». А вчера администрация сказала: «Все, до свидания, никакой инициативной группы нет, мы с вами больше не общаемся». Если раньше нас запускали в офис и даже нам помещение предоставляли, то со вчерашнего дня это закончилось. То есть администрация больше взаимодействовать не хочет.
По словам Сергея Уткина, в данный момент наиболее острый вопрос для пострадавших от пожара — объективность следствия в плане определения виновных в произошедшем, чтобы люди могли понять, где, когда, как и у кого требовать компенсации за утраченное имущество. Однако отношения со следствием складываются не самым лучшим образом.
— Работодатель несет ответственность за действия своего работника. Если хотя бы один работник администрации этого торгового центра будет признан виновным, значит, администрация будет покрывать ущерб всех предпринимателей. Если хотябы одно должностное лицо государственного органа будет признано виновным, например, плохо контролировали соблюдение мер противопожарной безопасности или недостаточно хорошо тушили этот пожар, в этом случае, согласно Гражданскому кодексу, ответственность несет государство. Мы с вами прекрасно понимаем, что есть такая вероятность, что следствие может не очень объективно заниматься этим расследованием. И выгораживать. С одной стороны, государство, со второй — администрацию «Адема», а это тоже очень серьезные люди. И кто же тогда будет ответственным? Ну, теоретически, конечно, кого-нибудь найдут. Какого-нибудь охранника несчастного, который не является работником, или еще кого, с которого впоследствии ничего невозможно будет взыскать, — считает Сергей Уткин.
По словам Сергея Уткина, ни он, ни члены инициативной группы не собираются вмешиваться в ход расследования. Однако знать о том, что происходит в каждый конкретный момент, хотят. Но с момента пожара прошло почти три недели, а от следствия до сих пор не было ни одного разъяснения. И это при том, что восстановить картину произошедшего, оказывается, совсем несложно.
— На сегодняшний день, на сколько мы знаем, есть видеозаписи, — рассказывает Сергей Уткин. — Видеокамеры были расположены внутри самого сгоревшего здания ТЦ «Адем». Их там много. И очень важно, что комната с видеозаписями осталась целой. Мы обращались не раз к администрации ТЦ с просьбой, чтобы нам это видео предоставили. Администрация ничего не дала. Сказала, что все изъяло следствие, поэтому обращайтесь туда. Казалось бы, давным давно можно было бы просмотреть эти видеозаписи, людям их показать. Как начался пожар? С чего? С какого места? Сразу будет видно. Как он пошел распространяться? Что в это время делала охрана? Когда приехали первые пожарные? То есть, если все эти видеозаписи проанализировать, то будет очень четко вся картина раскрыта. Какая здесь к черту тайна? Если все это можно спокойно посмотреть и элементарно увидеть и понять, кто же там виноват и что происходило. И если все это скрывают длительное время, значит, что делают? Скорее всего, марафетят. Скорее всего думают: «А кого же теперь назначить ответственным?».
Кстати, по словам юриста, большинство погорельцев до сих пор даже не признаны потерпевшими. Постановления об этом на руки получили единицы.
— Были уже сотни случаев, когда пострадавшие приходили в ДВД и следователи давали им на подпись бумагу — пустой бланк заключения пожаро-технической экспертизы и просили его подписать, — говорит одна из представительниц инициативной группы. — Как можно это делать, если экспертиза еще не закончена? Были случаи, когда предлагали подписать документ о закрытии дела. Это вообще как?
О том, как администрация торгового центра сразу после пожара обещала оказать погорельцам самую разнообразную помощь, но ничего так и не предприняла, представители инициативной группы рассказывали со слезами на глазах.
— Нам в администрации сказали, что пойдут в налоговую, поговорят, скажут, что мы погорельцы, и договорятся, что с нас за 4 месяца налог брать не будут, — рассказывает одна из представительниц инициативной группы. — Мой муж пришел в налоговую, и максимум, что там сделали, сняли с учета кассовый аппарат. Говорят, что с «Адема» никто к ним не приходил. Ваш вопрос, говорят, будет так решаться: возьмем 4 месяца по прошлому году среднеарифметически выведем сумму и все равно в этом году за 4 месяца вы будете платить, несмотря на то, что все сгорело. То же самое и с банками. Сказали, что людям предоставят каникулы. Многие наши уже обращались в банки, но банки давали им отказ. Хотя администрация на своей официальной страничке указывает, что вопрос решен и с банками, и с налоговым комитетом.
А на днях сгоревшее здание торгового центра «Адем» еще и забором высоким обнесли. Если раньше люди хотя бы видели, что там происходит, то теперь могут об этом только догадываться. При этом многие переживают, что их до сих пор не пустили к бывшим бутикам, где у многих, возможно, еще остались какие-то уцелевшие ценности. Не дают забрать людям уцелевший товар со складов сгоревшего здания.