Тема многоженства бессмертна — сколько ни твердили власти, что полигамию не узаконят, общество возвращается к этому вопросу снова и снова. Потому что многоженство — уже реальность. Аян Кудайкулова – автор нашумевших книг, сюжет которых основан на реальных событиях из жизни казахстанской элиты. Себя она называет профессором в области многоженства — и наш разговор с ней как раз об этом.
— Аян, с момента выхода вашей книги «Сумочка от Коко» прошло 5 лет. Вы участвовали во многих дискуссиях, касающихся многоженства. Трилогия раскрывала проблемы и взаимоотношения семьи. После встреч с людьми, говорившими о многоженстве, к какому выводу вы пришли?
— В первый год моих встреч я даже боялась выпускать эту книгу. Потому что эту тему даже не затрагивали. Многие молча плакали в подушку. Факт есть. Но люди боятся выносить его. Я решила открыть эту тему. Я, возможно, первая в Казахстане заговорила об этом, и у меня родилась книга «Сумочка от Коко». Трилогия появилась благодаря моим читателям, моим оппонентам, критикам.
— Критиковали?
— Была критика, что я не пишу на уровне Толстого и Достоевского.
— А сама история?
— Все мои герои – образы тысяч женщин в Казахстане. Диана – это собирательный образ.
— Эта история, о которой говорят на кухне, но обсуждают публично. В каждой своей книге вы обращаетесь к читательницам. Мужчины тоже читают?
— Я могу похвастаться, что у меня много читателей-мужчин. Я опубликовала их письма в Facebook.
— И что они пишут?
— Выражают благодарность. Многие из них ушли от первых жен к более молодым женщинам.
— В вашей книге речь идет о переживаниях героини Дианы за семью, за супруга, отношения.
— Чтобы написать книгу, нужно самому пережить.
— А мужчины не обращались к вам написать книгу с точки зрения мужчины?
— У меня была своя «чайтерия».
Ко мне приходили высокопоставленные мужчины. Они пили эксклюзивный чай и просили написать про них.
Говорили, что сами все расскажут. «Садовник» — это моя последняя книга, основанная на жизни молодой элиты Казахстана. Они делятся своими историями. Это нужно им не для заработка и славы, а чтобы помочь другим. В книге я раскрываю отношения молодых людей с женщинами возраста их мам или бабушек. Почему молодые парни идут на это? Потому что дома недополучили знаний – как одеться, как завтракать, как получить образование, познакомиться с молодой девушкой, создать семью.
— Аян, вы сказали, что получаете письма, в том числе и агрессивные. Есть те, кто считает многоженство фактом, имеющим место в истории народа.
— По теме многоженства я за 5 лет, можно сказать, получила степень профессора. Защитила кандидатскую и докторскую. Я не получаю агрессию, я получаю только благодарность.
— А обращались к вам главные героини – любовницы и токалки?
— Я не использую слова байбише и токал. Так как мы живем в Казахстане. Мы – мусульманки. Это явление было у наших бабушек и дедушек. Я освещаю темы измены и предательства. Бескорыстной любви женщины.
— А взаимоотношения, в которых появляется третий?
— У меня всегда тема любовного треугольника. В 2012 году я участвовала в ток-шоу «Выход есть». Пришли токал и байбише. Давайте все-таки их так назовем. Я поддерживала байбише. Потому что всегда на стороне обиженных. Все плюсы у молодой жены. Ей больше внимания, и финансовое положение лучше. Но у нас по традициям байбише не обижают. Токал приходит в дом по согласию старшей жены. Она слушает. Но почему сегодня токалки не такие? Я прописала целый сценарий. Какие токалки были, какие сегодня и какие должны быть. Мой сценарий утвердили. Можно снять фильм на основе моих книг.
Я не противница многоженства, но и не «за». Я беру факты. Вижу, как разбалованы дети от токал. Они учатся в дорогих школах, за границей. Их именами называют рестораны. А дети байбише обижены. К ним не ходят.
— А в вашей практике есть случаи выигрыша байбише?
— Ни одного такого случая я не видела. Байбише не может устроить свою жизнь. Она переносит большой удар.
— А может это происходит от того, что отношения не отрегулированы?
— В Казахстане существует многоженство. Но методы — варварские. Не классические, что были во времена Абая. Там тоже были споры и недовольства. Но глава семьи, если он владеет столькими женами, должен расписать закон в своем маленьком государстве. Навещать их одинаково, распределять свое внимание, не обижать детей. В моей книге целая глава о детях. Если взрослые могут по-разному снять свой стресс, в том числе и изменой, то детям что делать?
— Получается, ваши книги призывают защитить детей и женщин?
— Да. Моя героиня – Диана — выдуманная. Я ее подняла в глазах мужа и детей. Я пропагандирую пример Дианы. Если закрылись одни двери, жизнь не закончилась. Если муж ушел – не значит, что он плохой. Не значит, что токал во всем виновата. Надо смотреть вглубь проблемы. Развод — не причина, а следствие супружеского несогласия.
— То есть, мужчина должен регулировать отношения?
— Здесь немаловажна финансовая сторона. По Корану то, что было нажито вместе до сегодняшнего дня, должно разделиться поровну. У нее должен быть тот достаток, к которому она привыкла. По Корану мужчина может жениться даже, если первая жена не согласна. Но мы живем в светском государстве. Я беседую со многими женами, которые хотят снова вступить в брак. Приходят семьи, стоящие на пороге развода. Моя задача – сохранить их брак.
— А если мужчина говорит, мол, сердцу не прикажешь? Хочет играть в добропорядочную семью, но появилась другая женщина…
— Вы сказали «играть». Мы всего полвека живем здоровой жизнью. И мы должны жить, а не играть.
Развод – это не крах. Я знаю много женщин, которые сохранили статус жены. Но при этом отошли в сторону. Оговорили финансовое положение.
Недавно была передача Майи Бекбаевой «Выход есть». Пришла байбише. Красивая, интересная, интеллигентная женщина. Она приняла токал, фактически сохранила брак.
— 5 лет назад у меня на передаче участвовал мужчина, который согласился рассказать свою историю двоеженства. Мы ожидали услышать счастливого мужчину, у которого две красивые женщины. А услышали несчастного мужчину, которому очень тяжело. Потому что трудно договориться с женщиной, выросшей в менталитете советского времени. Он советовал мужчинам очень хорошо подумать прежде, чем заводить вторую семью.
— Вы знаете, что мы вместе с Russian Today снимали документальный фильм «Токал» в Казахстане. К нам пришел мужчина с тремя женами. Во время съемок он искал себе четвертую, так как по шариату положено четыре. Знаете, я тоже не заметила счастья в нем. С четырьмя женами можно выглядеть получше. Он был раздраженным.
— Вам не кажется, что тема многоженства приутихла после того, как женщины подняли тему многомужества?
— По Конституции у нас гендерное равенство. Если мы примем многоженство, то нам придется принять и многомужество. Это невозможно. Вопрос введения многоженства в Конституцию можно даже не обсуждать.
— Книга «Садовник для одиноких мадам» как-то наводит на эту мысль. Скажите, общество за прошедшие 5 лет стало более лояльным в этой проблеме?
— Да. Многие мужчины насытились и вернулись домой. Молодые особы начали учиться. Они поняли на опытах других токалок, что официально они не могут оформить на себя имущество. У некоторых даже отбирали детей. Они оказались на птичьих правах. Поэтому
сегодня девочки не стремятся быть токалками
При съемке фильма «Токал» я видела какой слой идет во вторые жены.
— Аян, а как вам кажется кого больше в обществе – тех, кто «за» или «против»?
— Наверное, это звучит обидно. Но сегодня многие женщины «за». Они хотят стабильности и спокойной жизни.
— Значит, есть прогресс.
— Стали относиться к этому спокойно, интеллигентно. Но
в токалки идут необразованные, несостоявшиеся, закомплексованные
Самодостаточные, уверенные в себе, воспитанные, выросшие в дружной семье девушки стремятся получить образование и занять свое место в обществе и семье. Если интересно мое мнение – я хотела бы быть единственной, желанной для одного мужа.
— Чужое не возьму – свое не отдам. Спасибо вам! Пишите, раскрывайте неприятные, но важные темы общества.