Инициативные родители детей-аутистов за 2 года смогли привлечь внимание властей и общественности к проблеме образования детей с особенными потребностями — они выработали методику обучения для них и создали 2 специализированных класса на базе общеобразовательных школ. А в эти выходные в Астане прошла фотовыставка «Хочу быть вместе со всеми!», на которой родители рассказали о своем опыте и планах.
По официальной статистике, в Казахстане проживает около 1 500 детей с диагнозом «аутизм». На деле же, по словам организаторов, их гораздо больше. Главная проблема – нехватка специальных образовательных учреждений и программ для социализации детей. Помимо этого, аутистов в Казахстане до сих пор считают инвалидами. Однако в западных странах их признают полноправными членами общества.
— Таких деток много, но об этом стараются умалчивать, — говорит Мадина Иманова, мама ребенка-аутиста. — А зря. Они есть, и это неизбежно. Более того, с каждым днем их становится больше. Это как волна, которую уже не остановить. И мы хотим поменять отношение общества к таким детям, чтобы у нас появилось больше возможностей для них. Сейчас они не могут посещать обычный садик, ведь они не такие, как все, у каждого свои особенности восприятия. Они по-разному себя ведут в коллективе. Это очень сложно, и, как правило, таких деток не хотят видеть в обычном коллективе. В школе то же самое, почти всех аутистов сразу отсылают на домашнее обучение. И, соответственно, для них здоровая среда закрыта.
С мнением Мадины согласен депутат мажилиса парламента Казахстана Танирберген Бердонгар. Он уверен, уже сегодня общество должно воспитывать подрастающее поколение с осознанием того, что аутизм не приговор, а диагноз. И хоть эти люди имеют особые потребности, их не стоит сторониться.
Танирберген Бердонгар, депутат мажилиса парламента РК:
— Насколько мне известно, аутизм — это больше психологическая болезнь, и только люди и общество могут позитивно воздействовать на процесс лечения. Однако число детей с этим заболеванием растет. А лучшие умы медицины не могут объяснить, с чем это связано — генетическая это болезнь или болезнь цивилизации. Но в любом случае позитивная тенденция в том, что дети, которые не абстрагируются от окружающего мира, не остаются один на один со своей болезнью, а, наоборот, социализируются, общаются со сверстниками любыми доступными им коммуникационными средствами, становятся здоровыми людьми.
В сентябре прошлого года на базе средней школы № 23 в Астане был образован первый ресурсный класс для детей с аутизмом. Это своего рода экспериментальная площадка общественного фонда «Ашык Алем», где применяют международный опыт обучения и пытаются социализировать детей с особенностями в развитии. Пока по этой системе обучаются только 5 человек — эксперимент не из дешевых. Родители привлекают специалистов из США. У каждого ребенка отдельный преподаватель и т. д. И результаты уже есть, а Министерство образования спустя 2 года обратило внимание на их методику инклюзивного развития.
Президент фонда «Алем Ашык» Алия Архарова:
— Два года назад мы кардинально поменяли свое отношение ко всему вокруг. Мы перестали ходить, ругаться и требовать чего-то от властей. Мы решими: надо показать, как это делать! Мы верили в то, что если проект будет успешным, то нас увидят и захотят с нами работать. Мы стали строить реальную модель. Мы понимаем: у государства вряд ли найдутся деньги и интерес экспериментировать. А мы это сделали. В этом году Национальный практический центр коррекционной педагогики подключается к нашему проекту. Они начинают его изучать. Естественно, они будут писать рекомендации, возможно, что не все у нас идет так гладко, возможно, можно лучше. Возможно, они свою систему лучше знают, чем мы, что-то подкорректируют. В итоге должен быть документ с методическими рекомендациями, как это делать. Но это только начало, экспертиза будет длится 2 года, будут писать методологию и т. д.
Тем не менее родители детей-аутистов уже радуются — даже интерес МОН хоть и маленькая, но уже победа. Они готовы бороться и экспериментировать дальше, попутно рассказывая обществу о том, что аутисты такие же люди, как все остальные.