Льготное кредитование на покупку отечественных автомобилей способствует снижению спроса на подержанные автомобили, что, в свою очередь, приведет к постепенному исчезновению рынка вторичного авто в Казахстане. Таким мнением с корреспондентом Today.kz поделился директор филиала Союза водителей Казахстана в Костанайской области Николай Николаев.
Продолжая прогноз, эксперт не исключает возможность создания в Казахстане системы утилизации старых автомобилей.
«Благодаря льготному кредитованию казахстанцы получили возможность обновить свой автопарк, не выезжая за пределы страны. С другой стороны, налицо и выгода производителям. Система утилизации подержанных авто стала популярным инструментом как за рубежом, так и у наших партнеров по ЕАЭС – России. Там при сдаче в утилизацию своей «старушки» в среднем можно сэкономить около 70 тысяч рублей на покупку нового авто. В Германии, где автомобиль также сдается в утилизацию, владелец получает что-то вроде купона со скидкой, с которым можно купить новый автомобиль», — рассказал эксперт.
По его словам, казахстанский рынок автомобилей значительно «помолодел» за последние два года.
«По данным нашего филиала, средний возраст автомобилей в 2013 году составлял 13-19 лет. Тогда как сегодня этот показатель — 9-13 лет. Парк обновляется. Казахстанское общество все больше тяготеет к принципу «Лучшее авто – новое авто», — говорит эксперт.
По его мнению, уже сегодня после внедрения льготного кредитования, казахстанцам будет нецелесообразно пригонять автомобили из РФ.
«В случае, если казахстанские банки «потянут» огромный, как я думаю, спрос на льготное кредитование, привозить российские авто будет не нужно, так как цена с учетом низкой процентной ставки (4 – 7,5 процентов) и стоимости поездки в Россию (оба пункта в пользу отечественных авто) сведут на нет всю выгодность транспортировки из России», — рассуждает Николай Николаев.
Важнейшим фактом, по мнению эксперта, станет в будущем снижение числа перекупщиков подержанных автомобилей.
«Как и в другом цивилизованном обществе с развитым рынком автомобилей услуги перекупщиков, необоснованно завышающих цены на старье, будут не нужны», — отметил он.
Автодилер из Астаны Артур Мискарян считает, что говорить о влиянии программы льготного кредитования на вторичный рынок авто еще рано, однако он поделился своими прогнозами.
«Подержанные автомобили итак не пользуются спросом. В основном клиентов интересуют машины 2005 – 2010 годов выпуска. Думаю, с низкими процентами по кредитам очень многие смогут брать авто «с нуля», — говорит он.
По его мнению, до внедрения системы утилизации Казахстану еще далеко.
«Согласен, что рынок подержанных авто начнет в скором времени исчезать. Но не думаю, что дойдет до того, что как в США граждане будут выбрасывать свое авто на свалку», — считает автодилер.