Отец-одиночка Серик Какимжанов, крепко обнимая сына, удерживает в глазах слезы. Признается, что теперь точно знает, что такое «быть с земляками в связке». Это когда даже чужим не всё равно.
53-летний Серик из костанайского села Боровское всю жизнь работал механизатором, но
шесть лет назад ему пришлось вмиг стать для своих детей и отцом, и мамой — жена умерла от болезни. На руках у мужчины остались четверо детей.
Сейчас старшей Айдане уже 13 лет, Гульдане – одиннадцать. Двойняшкам, Нурболату и Бекбулату, по 8 лет, а на тот момент им было всего-то по два года. Плюс у Нурболата — ДЦП. Когда семья потеряла маму, аким села предложил Серику выход: отдать ребят в интернат, хотя бы на время.
— Не по-людски это, — коротко объясняет свой отказ отец. — У здорового сына такие успехи в школе, его хвалят. Но и у Нурика есть успехи. Правда! Он у меня на кровать научился сам заползать. Он всё понимает, всё! Только сказать — никак, – в этот момент мальчишка крепко обнял отца и заулыбался, а у Серика в глазах застыли слёзы.
Сказать «тяжело» – это ничего не сказать о его нынешней жизни. Живет семья на пособия по инвалидности и уходу. Всё вместе – 51 тысяча тенге. И две взрослые дочери, которым самое время модничать. Одежду отец просит в магазине в долг. С лекарствами, сборами в школу и новогодними кульками помогают земляки – власти, бизнесмены и просто неравнодушные сельчане. В доме очень скромно: старая мебель, и той почти нет. Спит детвора на полу. С приготовлением еды главе семейства сейчас чуть легче — девчонки подросли. А продукты 84-летний отец из аула присылает. На Новый год, признается Серик, он старается купить детям что повкуснее, потому что все остальные дни в году приходится серьезно экономить.
Он вообще делает для детей невозможное. Рассчитался за ноутбук в кредит, потому что молодежи нужно развиваться. Теперь в планах новый кредит – на телят и жеребенка.
-На себя нужно рассчитывать, — поясняет отец. — Я пытался летом в охране работать. Бегал туда-сюда, но долго такого работника никто не выдержит. А с Нуриком сидеть некому. Вот я и решил: надо нам свое хозяйство на ноги ставить, чтобы детям было на что рассчитывать. Мне очень помогает акимат, наши люди. Я благодаря им понял, что и чужим бывает не все равно. Это придает силы.
— Я в акимах Боровского уже 6 лет, а родился здесь же, в Мендыкаринском районе. Мне не всё равно, как здесь будет не только при мне, но и после меня, — Тулеген Турагулов, аким райцентра Боровское, где живет семья отца-одиночки, откровенно начинает разговор. — А спокойным можно быть за завтрашний день, если будешь чувствовать плечо земляка. Вот я и связываю людей нуждающихся и более обеспеченных. Так мы стараемся укрепить то самое землячество.
Осенью дом Какимжановых не просто прохудился — крыша была аварийной. Вода уже лилась в дом, был риск, что крыша сложится. А впереди зима. Тогда аким райцентра бросил клич.
— Сразу поясню, в этом деле нет никакой принудиловки. Бизнесмены, зная нашу традицию помогать, сами звонили и приходили. Это далеко не крупные бизнесмены, чаще владельцы небольших магазинов. Обычные ИП. Благодаря им сейчас у Какимжановых над домом новенькая ярко-синяя крыша.
И это правда. Глядя на нее, глава семейства щурится: то ли от солнца, то ли от нахлынувших эмоций. Не везде так, тем более когда помощь не просят, не требуют, но нуждаются в ней.
Когда мы были в гостях у семьи Какимжановых, детвора была в школе, папа кухарил. Заметив, что мы обуваемся, возразил: «Из моего дома, не съев кусок хлеба с маслом, не уходят. Традиция». Когда у самого холодильник не ломится от снеди, уметь отдавать – это очень ценно. Кажется, этим детям повезло с мудрым папой.
На лето в Боровском большие планы на Какимжановых. Акимат решил расширять их дом: сделать пристройку, чтобы просторнее семье было, чтобы своя комната у детей появилась. А еще у этой семьи есть необычный друг – Дед Мороз, который к ним на Новый год приехал из Костаная абсолютно бесплатно. По собственной инициативе.
Это сделал, узнав о ситуации в семье, 32-летний предприниматель уже из областного центра. Максим Мухаметов, в костюме и с бородой, лично водил с детворой хоровод, дарил подарки, а потом отвел Серика в сторону.
«Дай я тебе руку пожму, батя! Ты – молодец!» — сказал Дед Мороз и обнял главу семейства.
Такие искренние объятия придают сил. Пусть так и будет. Серику их еще нужно будет очень много. Круглый год. 365 дней в году.
Фотографии Константина Вишниченко.