Глобальный трансконтинентальный проект Китая «Экономический пояс Шелкового пути» и не менее значимая для Казахстана программа «Нурлы Жол», которая позволит стране слезть с нефтяной иглы, на деле преследуют одну цель — превратить крупнейшую страну Центральной Азии в крупнейший транзитный перевалочный пункт. При этом на выполнение этой задачи предусмотрены бюджеты и в Казахстане, и в Китае.
Китай уже по достоинству оценил программу Назарбаева «Нурлы жол». На круглом столе с участием дипломатов из Поднебесной, который организовал Исследовательский институт международного и регионального сотрудничества Казахстанско-Немецкого университета, экономическая стратегия Казахстана упоминалась не один раз. И, судя по выступлению генерального консула КНР, Китай чуть ли не первым начал воплощать ее в жизнь и на своей, и на нашей территории.
Чжан Вэй, генеральный консул КНР в г. Алматы:
— Древний Шелковый путь пролегает через всю территорию Казахстана, который занимает ключевую позицию на этом пути и является основным перевалочным пунктом, связывающим Китай с Центральной Азией. Например, Алматы долгое время служил важным транзитным портом, через который осуществлялись торговые связи между Китаем и Западом. Центрально-Азиатские государства, в том числе и Казахстан, не только играют важную роль в совместном создании экономического пояса Шелкового пути, но в то же время в процессе участия могут получить солидную прибыль и богатую отдачу.
Выдвинутая президентом Республики Казахстан Его Превосходительством Нурсултаном Назарбаевым новая экономическая программа «Нурлы Жол» по сути перекликаются с концепцией экономического пояса Шелкового пути. Эта политика также включает в себя и другие приоритетные стратегии и цели, такие как улучшение инфраструктуры и возрождение экономики. В этом контексте между Китаем и Казахстаном сохраняются общие точки соприкосновения интересов.
Так, по данным генерального консула, в декабре 2014 года в ходе визита в Казахстан премьера госсовета КНР Ли Кэцяна Китай и Казахстан заключили ряд сделок по сотрудничеству в 10 отраслях, таких как металлургия, машиностроение, цветные металлы, переработка нефтепродуктов и других. Китайская сторона также заявила о готовности к углублению сотрудничества в области строительства железных дорог, «зеленой» энергетики, сельского хозяйства. В марте этого года в ходе визита премьер-министра Казахстана Карима Масимова стороны подписали 33 соглашения между различными предприятиями на общую сумму, превышающую 23 млрд 600 млн долларов.
— Уже работает евразийская железная дорога, проходящая через 2 узла: Алашанькоу и Хоргос, — отмечает господин Чжан Вэй. — Уже открыты много маршрутов, поездов, курсирующих из Алматы, а также с центральных городов внутри Китая в сторону Европы.
В феврале этого года первый регулярный рейс контейнерного поезда отправился из Китайского восточного приморского города Ляньюньган. Всего за 6 дней он успешно добрался до Алматы. Это означает, что для внутриконтинентальной страны как Казахстан появилась возможность выхода к морю.
Это также в очередной раз демонстрирует особо важную роль и неограниченный потенциал Казахстана, в том числе и Алматы, как евразийского транзитного логистического центра и как мост, объединяющий Восток и Запад.
Так каким же образом программа нашего президента соприкасается с идеей лидера Китая? Итак, основная идея «Нурлы Жол» — масштабные инвестиции в транспортную и энергетическую инфраструктуру с целью превратить Казахстан в транспортный коридор между западом и востоком Евразии. Чего собственно добивается и Китай. Реализация программы позволит Казахстану серьезно диверсифицировать источники своего дохода и снизить зависимость от колебаний мировых цен на нефть, а Поднебесной — наладить бесперебойный транзит своих товаров в Россию и Европу. Самым амбициозным и перспективным элементом «Нурлы Жол» являются планы по масштабному строительству новых дорог и реконструкции уже имеющихся.
Константин Сыроежкин, гл. научный сотрудник КИСИ при президенте РК:
— С моей точки зрения этот проект достаточно выгоден для Казахстана. Казахстан является транзитной страной с большим потенциалом. А соседствуя с мировой фабрикой, просто нет другой возможности, как возить товары оттуда. Во-вторых, это действительно четкое сочетание экономических идей, заложенных концепцией экономического пояса Шелкового пути и тех идей, которые заложены в программе «Нурлы Жол». Они практически идеально совпадают.
Главная цель Китая — превращение в глобальную торговую державу, главная задача, объявленная Казахстаном — развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Оба проекта решают эту задачу. И в отличие от всех евразийских проектов, для этого проекта деньги уже нашлись.
Как известно, на реализацию «Нурлы жол» Казахстан планирует потратить около 15 миллиардов долларов. Однако очевидно, что столь масштабные планы потребуют куда больших инвестиций. Уже выразили интерес в финансировании проектов Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк и Исламский банк. «Правительство провело переговоры, и я со всеми встретился, уже готовы выделить сумму порядка 9 млрд. долларов», — заявил Нурсултан Назарбаев. При этом, совсем рядом находится другой богатейший источник финансирования, который также заинтересован в успешной реализации нашей программы.
Булат Султанов, директор Исследовательского института международного и регионального сотрудничества:
— Концепция Шелкового пути очень хорошо финансируется. Для финансирования концепции «Один пояс, один путь» создаются различные финансовые механизмы. В том числе Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (AIIB) с уставным капиталом в 100 млрд долларов, фонд Шелкового пути с уставным капиталом 40 млрд долларов.
Пекин стал инициатором создания нового банка развития БРИКС, опять-таки нацеленного на осуществление инвестиций в пяти странах проекта инфраструктурного развития. И Китай по-прежнему настаивает на создании банка развития ШОС, также ориентированного на реализацию экономического пояса Шелкового пути.
Я думаю, для Казахстана сотрудничество с Китаем имеет приоритетное значение. 27 апреля, выступая по итогам президентских выборов в Астане, президент нашей страны Назарбаев подчеркнул, что основополагающим внешнеполитическим приоритетом для Казахстана является отношения с соседними Россией и Китаем. При этом, если с Россией взаимодействие осуществляется в рамках ЕАЭС, то с Китаем — в направлении возрождения Великого Шелкового пути. Это позволит превратить Казахстан в транзитное государство и, по словам президента, казахстанская программа «Нурлы Жол» и китайская стратегия экономического коридора Шелкового пути гармонично дополняют друг друга.
В свою очередь Си Цзиньпин назвал экономический коридор шелкового пути и морской шелковый путь 21 века двумя крыльями процветания Азии. При этом, хотелось бы обратить внимание, что
создание морского пояса Шелкового пути противоречит интересам США и их союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в первую очередь Японии, Австралии, Южной Кореи, Филиппин и с самого начала встретит сопротивление с их стороны
Поэтому для Пекина в ближней и среднесрочной перспективе приоритетным будет реализация сухопутного экономического пояса Шелкового пути, который стартует через территорию дружественных по отношению к Китаю государств-членов ШОС в первую очередь Казахстана и России.
Сейчас и политологи, и экономисты с большим интересом ждут визита господина Си Цзиньпина в Астану в начале мая 2015 года. Как сообщается, в рамках этого визита будет обсуждена не только программа дальнейшего двустороннего сотрудничества, но и проработаны новые документы по взаимодействию в части исполнения программ «Нурлы Жол» и экономического пояса Шелкового пути. Ведь поговорку, которую привел в заключение встречи генеральный консул Чжан Вэй: «Камень с другой горы годится для полировки яшмы», с успехом можно применить и казахстанцам по отношению к Китаю.