Известный юрист Джохар Утебеков на своей странице в Facebook дал профессиональный взгляд на дело по избиению Алиби Жумагулова и рассказал, как будет строиться защита обвиняемого Кайрата Жамалиева и почему не исключено, что он сможет избежать сурового наказания.
Джохар Утебеков на своей странице в Facebook разъяснил юридические аспекты дела Кайрата Жамалиева. Своим постом известный юрист поддержал коллег, которые уже давали детальный разбор нашумевшего дела и подверглись публичному порицанию. Мы публикуем полный текст, орфография и пунктуации сохранены.
«Попытаюсь разъяснить некоторые юридические моменты по делу потерпевшего Алиби Жумагулова и подозреваемого Кайрата Жамалиева. Опираюсь на доступную информацию. А это в основном скупое сообщение прокуратуры г. Астаны и посты отца потерпевшего.
1. Похоже, никто не понял, что Жамалиеву вменяется только ВЫМОГАТЕЛЬСТВО в особо крупном размере (п. 2) ч. 4 ст. 192 УК РК).
Это особо тяжкое преступление, санкция предусматривает от 7 до 15 лет лишения свободы. Конечно, при такой статье содержание под стражей в течение двух месяцев – обычная мера пресечения.
Говорят об автотранспортном средстве. Особо крупный размер при вымогательстве – это 2 000 МРП, т.е. 4 миллиона тенге. Если машина Жумагулова окажется дешевле 4 миллионов тенге, то будет переквалификация на более мягкую часть статьи. К сожалению, неизвестны характеристики автомобиля потерпевшего.
Вымогательство по квалификации регулярно конкурирует с самоуправством, гораздо более легкой статьей. Если вдруг потерпевший был что-то реально должен подозреваемому, то это именно
самоуправство. Но если же юношу хотели тупо наказать на машину, то это все же вымогательство.
Поскольку речь о машине, надо учитывать и возможную квалификацию действий Жамалиева как угон. Бывает, хотят наказать именно тем, что вывозят машину куда-то подальше, но при этом ее бросают. Askar Kaimakov предположил именно угон, и вполне может быть, что он окажется прав.
2. Прежде чем обсуждать телесные повреждения Жумагулова, замечу, что я описываю их в юридических категориях. Прошу отнестись с пониманием, это не цинизм и не ангажированность. Об этом говорили Жангельды Сулейманов с Михаилом Кленчиным, и некоторые эмоциональные граждане их заклевали.
Лицо опухло, но парень в сознании. Обычно такие побои классифицируют как легкий вред. Нурлан Жумагулов заявил об оторванном ухе, это был бы тяжкий вред по признаку обезображенного лица, но официально это не подтверждалось.
О переломах Алиби его отец не говорил. Если все же сломана челюсть, или сильный перелом носа, или придется лежать в больнице более 21 дня, то поставят вред здоровью средней тяжести. В любом случае за сам по себе «средний вред» не сажают.
Тяжкий вред просто так не ставят, поэтому с этими обвинениями стоит быть аккуратнее. Это явная (очень реальная) опасность для жизни либо утрата общей трудоспособности на треть и более. Надеюсь, хотя бы медики поймут. После выписки из больницы судмедэксперт даст заключение о степени вреда здоровью, опираясь на медицинские документы. Остается ждать.
3. Пыток нет. В этой статье специальный субъект: следователь.
4. Истязаний нет. Отсутствует систематика. А вред здоровью средней тяжести вообще исключает квалификацию по истязаниям.
5. Состав незаконного лишения свободы может иметь место, если период удержания потерпевшего был достаточно длительным. Это известно только со слов отца. Пока подозреваемому вменяют вымогательство, квалификация его действий как незаконное ЛС (лишение свободы — ред.) невозможна. Дело в том, что незаконное ЛС выступает способом совершения вымогательства и поглощается им.
6. Возможно ли примирение? Не при этой статье. Можно рассчитывать на минималку – 7 лет. Поэтому
все силы адвокатов будут сейчас брошены на переквалификацию и урегулирование конфликта с потерпевшим. Последний вправе наказать обидчика на деньги и принять их, это его личное дело.
И еще раз повторю: все вертится именно вокруг вымогательства, а не примененного насилия! Если бы подозреваемые не трогали машину Жумагулова, то закрыть их сейчас полиции было сложно. Очень надеюсь, что мой пост поможет понять: пока с выводами надо быть осторожнее!»
Столичный бизнесмен Кайрат Жамалиев является подозреваемым по статье 194 ч. 4 («вымогательство в особо крупном размере с применением насилия»). Согласно УК РК, признанный виновным в таком случае наказывается лишением свободы на срок от семи до 15 лет с конфискацией имущества. Кайрат Жамалиев находится под стражей с 11.00 23 апреля 2015 года. Хронологию нашумевшего дела читайте здесь и здесь.