На туристической карте малайзийского штата Пинанг, «жемчужины Малаккского полуострова», появилась новая достопримечательность — крупнейшая в стране уличная трехмерная картина. Творение принадлежит кисти современного аргентинского художника Мартина Роса, который работает в жанре «стрит-арт» и сделал себе имя, расписывая стены и здания в разных странах мира — США, Великобритании, Бельгии, Таиланде и Чили. Как сообщает малайзийская газета «Нью Стрейтс таймс», на новой картине высотой 15 м и длиной 25 м изображен мужчина, кормящий с руки черепаху, передает ТАСС.
«Я не рисую всемирно известных деятелей культуры или политиков, поскольку они меня не вдохновляют. Мой выбор — это простые люди, окружающие нас в повседневной жизни, такие как мы с вами. Приехав в Малайзию, я решил изобразить своего лучшего друга из Австралии Мэта Горрика, который помогает мне в работе над картинами», — рассказал Рос.
Что же касается сюжета, то он зависит от страны, куда приезжает аргентинский художник. «Как правило, мне нравится изображать типичные уличные сценки, привнося в них элемент сюрреализма или даже фантастики. В Малайзии, воды которой славятся разнообразием морской фауны, мне пришла в голову идея нарисовать черепаху. С одной стороны, протягивающий ей руку человек сидит на тротуаре, а с другой — сам находится под водой. Еще до приезда в эту страну я планировал изобразить птицу, однако решил внести посильный вклад в дело местных властей по сохранению популяции черепах», — поясняет аргентинский художник.
Работа над гигантской картиной заняла у Роса и двух его помощников около недели. Власти штата предложили ему на выбор несколько стен, и выбор художника пал на старое складское здание близ порта.
«В моем арсенале — исключительно классические инструменты — кисти и масляные краски. Модные ныне баллончики-распылители — не для меня. Естественно, что я требую предоставить моей команде подъемник, ведь забираться на такую высоту по лестнице и проводить там много часов подряд опасно для жизни», — говорит Рос. По его словам, картина в штате Пинанг занимает среди всех работ особое место: «Это моя юбилейная двухсотая картина, она самая большая по площади, а в ходе работы над ней я встретил свой день рождения».
До Малайзии Мартин Рос посетил соседний Таиланд, где на стене железнодорожной станции нарисовал девушку, делающую селфи. После Пинанга художник направится в Италию, где распишет стену подземки.
Как сообщает издание, спонсором визита аргентинца стала местная картинная галерея, воплотившая в жизнь инициативу министерства туризма и культуры по легализации «уличного искусства». «Раньше многие считали стрит-арт вандализмом, однако позитивный настрой, который сопутствует уличным изображениям, выражает надежды и чаяния народа. Это снимает обвинения со стрит-арта в принадлежности к негативной стороне культуры», — заявил глава этого ведомства Назри Азиз.
К сожалению, для культурного наследия Малайзии либерализация государственной политики в области стрит-арта запоздала на два года. В декабре 2012 года столичные власти снесли одну из главных достопримечательностей в центре Куала-Лумпура, «мешавшую прокладке автомагистрали и строительству торгового центра», — тюрьму Пуду. Этот комплекс, построенный британскими колониальными властями в 1895 году, привлекал внимание многочисленных туристов не столько своей мрачной, хотя и интересной историей, сколько уникальной росписью тюремной стены.
В 1984 году заключенный художник Кун Яньчун создал шедевр, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса как самая длинная настенная живопись. При помощи 2 тыс литров краски он изобразил на стене тропический пейзаж высотой 4,3 м и длиной 262 м. Не успев закончить картину в заключении, он добровольно вернулся к работе уже после освобождения и завершил композицию свободным человеком.