Известный модельер воюет в суде с Казкомом против незаконного увеличения суммы основного долга по кредиту. Она намерена привлечь внимание как можно большего числа заемщиков с аналогичной проблемой. Удастся ли ей это?
Как показывает практика, шансов выиграть дело у банка в суде практически нет, подписал договор — гони бабки! Об этом говорит Владислав Косарев:
— У меня лежит пачка заявлений от простых людей, которых варварски обсчитали казахстанские банки, — говорит мажилисмен. — Я по каждому заявлению делал запросы как в банки, так и в прокуратуру и акиматы. Никакой реакции, как будто ничего не происходит. В качестве примера приведу классику банковского жанра: женщина из Шымкента взяла в кредит 30 тыс. долларов, а потом по семейным обстоятельствам задолжала банку, не смогла платить. В конечном итоге на нее навесили уже 50 тыс. долларов. Апашка плачет, под угрозой ее заложенный дом. Но в банке не лыком шиты, предложили вариант решения проблемы: мы тебе поможем, говорят, давай мы тебе новый кредит оформим на 50 тысяч долларов. А чтобы мать не переживала, оформили его на дочь. Те 30 тысяч списали, но теперь долгами стали обрастать новые 50 тысяч. В общем, вы понимаете теперь, что банк эту семью на долгие годы захомутал своими кредитами? В любом деле есть морально-этическая сторона вопроса, даже если юридически банк прав. В банке, извините, тоже люди сидят, и когда клиент, не разобравшись во всех тонкостях, махнул ручкой в графе «подпись», ведь можно же по-человечески отнестись, подсказать, что да как в будущем будет? Обстоятельства могут быть разные, мы не вечные. Но банки не идут клиентам на уступки, не дают каникул, льгот, а выкручивают руки по полной программе. Для чего? Чтобы отнять у бедного работяги единственный дом и продать его втридорога, потому что изначально, когда в залог оформляли, оценили копеечно.
По словам депутата, шансов выиграть дело у банка в суде практически нет, потому что судьи склонны читать только букву договора, не обращая внимание на морально-этические нюансы.
— Раз человек расписался в варварском договоре, значит, гони бабки.
Сломать систему поголовного надувательства со стороны банков могут только органы финконтроля, но они из одной стаи,
так что ломать сложившуюся систему не станут, иначе уже давно бы что-то изменилось, — говорит Владислав Косарев. — В конечном итоге простой народ стал для банков дойной коровой. Так и держится наша хваленая банковская система.
— В рыночных условиях каждый выживает как может: народ делает все, что не запрещено. В этих условиях соображения этики, если вы заметили, как правило, идут по боку, свой-то карман ближе, — прокомментировал ситуацию известный экономист. — А знаете, откуда взялась эта порочная практика? Поведение власти, которая очень часто лукавит. Приведу пример. Чиновники постоянно вещают, будто бы уровень безработицы в стране балансирует в пределах 5,2-5,6%, тогда как в той же Испании — 25%, в Италии — 27% и так далее. Я учился в Москве, и мой преподаватель по экономике еще в те далекие времена научил меня делить ложь на три составляющие — маленькую, большую и статистическую. Я сделал запросы в разные инстанции по поводу количества экономически активного населения, реального числа налогоплательщиков и информации об активных пенсионных счетах.
Полученные цифры дали четкую картину: в Казахстане уровень безработицы составляет 25%, не меньше.
К чему это я? А к тому, что лукавить начинают все. Частные банки хоть и работают по государственной схеме, но играют чаще по своим правилам. В каждом банке такой штат финансистов и юристов, которым при этом неплохо платят, что к содержанию договоров порой невозможно придраться, а на каждый случай предусмотрено до пяти вариантов развития событий. Все, что должно оставаться для клиента незамеченным, написано где-нибудь в уголке мелким шрифтом, а уж как красиво лапшу на уши вешают, чтобы заманить клиента…
По словам Валентина Макалкина, чем активнее банки надувают клиентов, тем очевиднее кризис.
— Сложно бороться с системой, поставленной на рыночные рельсы, особенно когда подавляющее большинство банковских клиентов совершенно не разбирается в ситуации, в которую ввязывается.
— Прецедент массовой тяжбы клиентов с банками пытался создать один известный общественный деятель. И, насколько я понял, этот прецедент повлек лишь создание департамента в Нацбанке по защите потребителей финансовых услуг. Однако в конечном итоге Нацбанк по-прежнему остается защитником банков, так как в законе о его статусе четко прописано все. Поэтому коллапса и скорых перемен в этом секторе ждать не стоит. Но юристам, конечно же, виднее!