Европейская комиссия пытается сплотить европейских потребителей энергоресурсов в единый пул. Новая наднациональная структура должна объединить энергосистемы стран – участниц ЕС и ослабить их газовую зависимость от России. В конце февраля Еврокомиссией был обнародован первый официальный документ, в котором описывается стратегия создания этой структуры – Энергетического союза Европы (European Energy Union, EEU).
По словам вице-президента Еврокомиссии по энергетике Мароша Шефчовича, главной задачей создания союза является предоставление европейским потребителям оптимальных цен на энергию. Добиваться ее решения Еврокомиссия намерена «повышением давления на производителей энергии путем создания полноценного конкурентного рынка энергии». Для этого, подчеркивает Шефчович, «необходимо перестать думать об энергетических рынках как национальных территориях … в рамках правил Энергетического союза страны ЕС должны будут согласовывать с Еврокомиссией свои соглашения с внешними поставщиками энергорсурсов, особенно газа, до их заключения». Нововведения, как сказано в стратегии, должны помочь ЕС «обрести единый голос во время переговоров с третьими странами».
За красивыми словами об энергетической независимости еврочиновники, по мнению аналитиков, скрывают главное: расширение собственных полномочий. Ведь если сегодня Еврокомиссия получает лишь копии уже подписанных соглашений, то завтра чиновники Брюсселя намерены получить право вето, если итоги переговоров национальных правительств с поставщиками энергоресурсов им не понравятся. Отметим, что председатель Евросовета Дональд Туск предлагает отдать Еврокомиссии все права на заключение контрактов и, исключив коммерческие компании, заставить работать рынок по схеме: закуп Брюсселем всего объема газа с последующим распределением его потребителям.
С созданием EEU перспективы, как для поставщиков энергоресурсов на рынок ЕС, (главным из которых является Россия), так и для национальных правительств стран Евросоюза открываются отнюдь не радужные. Поставщикам энергоресурсов будут навязываться условия сотрудничества, а национальные правительства лишаться возможности вести самостоятельную политику в энергетике. Фактически Брюссель, взяв под контроль все сделки по энергоресурсам, заставит страны ЕС согласовывать свои экономические контракты с политическим регулятором – Еврокомиссией.
Очевидно, что подобная стратегия никакого отношения к формированию конкурентного энергетического рынка не имеет. Под лозунгом создания единого европейского энергорынка евробюрократия намерена построить тоталитарный Евросоюз, в котором какие-нибудь итальянцы, чехи или венгры будут лишены права на отстаивание своих экономических интересов.
Показателен перечень потенциальных энергопоставщиков – партнеров Европейского Союза. По плану Еврокомиссии, необходимо добиться стратегического сотрудничества с Алжиром, Турцией, Азербайджаном, Туркменией, странами Ближнего Востока. Однако такой крупнейший поставщик энергоресурсов как Россия в потенциальных партнерах не значится. И это при том, что Азербайджан со своего крупнейшего месторождения Шах-Дениз–2 не может дать европейскому рынку более 10 млрд кубометров газа (это его проектная мощность, на которую он выйдет не ранее 2024 года).
Про Туркмению вообще говорить не приходится: большая часть ее газа законтрактована Китаем и туркмены вынуждены наращивать добычу для выполнения перед ним своих обязательств. Кроме того, статус Каспия окончательно не определен, а без согласия всех прикаспийских стран масштабные поставки газа в Европу не возможны. Для сравнения: Россия ежегодно поставляет в ЕС около 140–150 млрд кубометров газа. Даже по итогам прошлого года Европа (несмотря на санкции и теплую зиму) закупила свыше 120 млрд кубов.
Тем не менее, в интервью британскому изданию The Financial Times Марош Шефчович заявляет, что приоритетной является объединяющая несколько предназначенных для поставок из Каспийского региона в Европу в обход России проектов газопроводов система «Южный газовый коридор».
Европейский союз, постоянно упрекающий Россию «в злоупотреблении своим доминирующим положением при поставках газа в Центральную и Восточную Европу, в препятствовании свободному потоку газа через территорию стран-членов ЕС, диверсификации источников поставок газа и навязывании покупателям несправедливых цен на газ» в том, что она кого-то ограничивает в поставках по политическим мотивам, намерен делать то же самое. Как можно строить конкурентный энергетический рынок, деля поставщиков – прежде всего газа – на политически «чистых» и «нечистых» и пытаясь любой ценой выдавить с рынка последних (Россию)?
Сегодня у Энергетического союза перспективы такие: стать реальностью, превратившись в инструмент давления в формировании единой политики ЕС, либо тихо «умереть». Для того, чтобы проект союза стал реальностью, Еврокомиссии предстоит получить согласие стран ЕС и Совета Европы. Но не факт, что оно будет получено. От поддержки могут отказаться некоторые страны. В частности, договорившаяся с «Газпромом» о выгодном газовом контракте Венгрия: российская компания отказывается от принципа «бери или плати», Будапешт – от перепродажи Украине (реверса) закупаемого газа.
С ней может солидаризоваться Германия, в прошлом году уже выступившая против права Еврокомиссии проверять энергетические контракты. Очень настороженно к этой инициативе ЕС относится Великобритания. Против выступают и европейские газовые компании. Кроме того, в Евросоюзе отсутствует развитая энергетическая инфраструктура, что не позволяет ликвидировать зависимость ряда стран ЕС от российского газа.
И если Евросоюз так уверен в правильности своей энергетической политики, то он должен активно расширять свою инфраструктуру для приема политически «чистого» газа из Туркмении, Алжира, Азербайджана, Турции и начать прокладывать газопроводы с границ Греции и Турции вглубь Европы, но этого не происходит. Все это дает основания сомневаться в возможности реализации предложенной Еврокомиссией стратегии.
Вместе с тем, пример Третьего энергопакета и функционирование аналогичной схемы в атомной энергетике Европы говорит о том, что сопротивление несогласных можно сломить. Поэтому поставщикам энергоресурсов в Европу стоит всерьез задуматься о новых рынках с максимальной диверсификацией своих поставок.