Планируемое строительство разрушительного для природной среды морского канала в акватории Северо-Восточного Каспия должно быть запрещено, считает директор научного центра региональных экологических проблем Атырауского института нефти и газа Муфтах Диаров, передает КазТАГ.
Как поясняется в статье Муфтаха Диарова, опубликованной в издании «Ак Жайык», ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) для перевозки грузов в объеме 386 тыс. тонн для будущего завода третьего поколения собирается рыть морской канал в особо охраняемой государственной заповедной зоне акватории Северо-Восточного Каспия. Канал длиной 66 км, шириной 66 м, глубиной 4,8 м.
— При строительстве этого канала произойдут коренные изменения экосистемы морской среды. В будущем погибнет огромное количество птиц, рыб, тюленей и др. в связи с созданием «адских» условий, нарушающих биологическую среду их мест обитания, которая сложилась в течение многих миллионов лет, — подчеркнул Муфтах Диаров.
Между тем, по его словам, биоресурсы моря охраняются законодательством. В частности статья 73 закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» гласит: «Акватория восточной части Северного Каспия входит в государственную заповедную зону, предназначенную для сохранения рыбных запасов, обеспечения оптимальных условий обитания и естественного воспроизводства осетровых и других ценных видов рыб».
Согласно данной статье, в акватории Северо-Восточного Каспия разрешены геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья, но с соблюдением особых экологических требований, учитывающих сезонные миграции птиц, рыб, тюленей и их кормовые базы.
— Из этой статьи явствует, что запрещено проведение других физических разрушительных работ на территории особо охраняемой государственной заповедной зоны Северного Каспия. В любом случае для проведения таких работ, как строительство канала, должно быть детально изучено длительное воздействие их физических и химических факторов на обитателей моря, — размышляет Муфтах Диаров.
По мнению эксперта, результаты комплексных научно-исследовательских работ по оценке влияния строительства морского канала на окружающую среду должны быть детально обсуждены населением. Окончательное решение должно быть принято постановлением правительства РК.
Кроме того, согласно статье 4 Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, вступившей в силу 12 августа 2006 года, Казахстан берет на себя обязательство самостоятельно или совместно принимать все необходимые меры для сохранения и восстановления морской среды Каспия. А согласно статье 14 той же конвенции, Казахстан должен обеспечить условия, при которых биологические виды не будут подвергаться опасности исчезновения из-за чрезмерной эксплуатации, должен сохранять биоразнообразие и среду обитания для редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, а также уязвимых экосистем.
Согласно духу и букве закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» и Рамочной конвенции, строительство разрушительного для природной среды морского канала должно быть запрещено.
Однако ТОО «Тенгизшевройл» при поддержке министерства энергетики РК, нарушая существующее законодательство по охране и защите акватории Северо-Восточного Каспия, собирается строить морской канал.
— Надеюсь, надзорные правоохранительные органы Республики Казахстан и Атырауской области рассмотрят данную проблему и примут свое решение, — подытожил эксперт.