Конкуренция в модельном бизнесе нешуточная. Тут кипят шекспировские страсти и плетутся замысловатые интриги. То, что обувь моделей перед показом прибивают гвоздями к полу, а подиум поливают подсолнечным маслом, отнюдь не выдумки писательниц популярного жанра. О пирипетиях, направлениях и трендах в мире моды интервью с дизайнером и психологом Куралай Нуркадиловой.
— Майя Плисецкая сказала, что одежда определяет поведение человека. Мне кажется, не только поведение, а весь образ жизни. Вы 4 года работали стилистом на телеканале и на «Азия Дауысы». Как сегодня одеваются наши ведущие? Обо мне только хорошо или ничего.
— Когда я работала стилистом на ТВ, был только телеканал «Казахстан». Понятие «стилист» было новым. На телевидении были только гримеры. Ведущие одевались по наитию, или как режиссер скажет.
— Что было, то и надевали.
— Было очень много информационных, серьезных передач. Когда стали появляться более развлекательные передачи, мне приходилось работать не только с внешним видом, но и с движениями ведущего. Сейчас в штате есть стилисты. Либо сами ведущие-звезды нанимают себе стилистов в помощь.
— Что сейчас из себя представляет Дом Моды «KURALAI»?
— Это крупная меняющаяся компания, которая делает фаворитом то, что требует конъюнктура рынка. То есть каждый год меняем задачи. Если бы мы шили только свадебные платья от KURALAI, как это было, когда мы начинали, то давно бы прогорели. Так как сейчас на каждой улице 5 свадебных салонов.
— А доступно ли это? Проблема многих модельеров – они занимают ведущие места на фестивалях, но не доходят до простого потребителя в магазинах.
— Многие дизайнеры сейчас представляют свою продукцию в своих магазинах. Есть show-room у них. Цены разные. Некоторые шьют по 1-2 экземпляра. Дешево шить пока не научились или лекало не позволяет.
— А что у вас?
— У меня, в отличие даже от российских дизайнеров, 9 линий. Еще бренд и один бридж-бренд, выпускаемый совместно с россиянами. Он массово и оптово продается в России, по СНГ. У нас бренд еще мало известен. Мы выпустили всего 2 коллекции, но они интересные по оптовым ценам.
— А где вы шьете?
— Все шьется в России. С меня — направление, стиль, дизайн, коучинг для специалистов в новой обработке и форматирование каталогов. С них — производственные мощности и выпуск.
— Почему в России, не у нас? Вы были членом Ассоциации легкой промышленности. Киргизы-соседи шьют, а мы — нет.
— Легонькой такой промышленности. Я все время поднимаю этот вопрос на конференциях и на правительственном уровне, и перед владельцами частных производств. Недавно был разговор с одним из таких владельцев. Им выгодно работать по заказам, по тендерам. Они знают, как вкладываться в производство, но не понимают, что если товар выпускается под брендом, как это делают итальянцы, он продается гораздо быстрее. Плюс интересный ассортимент от дизайнера. То, что хочет видеть потребитель. Нужно, чтобы дизайнеры слились с производственными мощностями.
— У нас есть такие мощности?
— Есть, но пока эту выгоду не понимают. Россияне в этом вопросе более продвинутые.
— Вы были автором костюмов для нашей олимпийской сборной в Пекине, Лондоне. Разные мнения, критика были в Интернете. Это продолжение интриг против вас?
— Во-первых, я никогда не боялась ставить свое имя. До меня не было ни одного имени дизайнера или производственника. Во-вторых, давайте уточним. Я и моя компания шили не спортивку участников сборной, а парадную форму для знаменосцев. Эти костюмы были признаны лучшими среди костюмов знаменосцев. Сочинская одежда знаменосцев тоже была признана лучшей.
— То есть к спортивкам вы отношение не имеете.
— В-третьих, интриги плелись моими конкурентами, кто шьет спортивную одежду для борцов, велосипедистов, но не ставит свое имя. Были еще люди, против которых шла эта игра. Но я не могу называть их имена. В-четвертых, мне звонили журналисты, обращались интернет-порталы, звонили лично и в офисы, что они пишут положительные комментарии в мою поддержку, но из десяти модераторы пропускают только два комментария. Шла такая игра. Когда первая волна заглохла, всплыла майка, которую я не производила. Причем я об этом узнала случайно. С Сапиевым я разговаривала на следующий день. Как раз я была в Астане партнером на конкурсе режиссеров Бекмамбетова. Сапиев сказал: «Претензий у меня нет. Меня попросили выступить. Я извиняюсь». Но волна уже была запущена.
— Я заметил, что вас преследуют интриги.
— Да. Когда моя коллекция «Капитанская дочка» была признана лучшей на российской Неделе моды в Москве, я открыла Неделю моды здесь. Тогда на подиум конкуренты подливали масло, мои девочки падали так, что рвались юбки.
— А вы узнали кто это?
— Я пыталась вычислить методом исключения, но потом поняла, если есть конкуренты – значит, я еще жива.
— Вот еще. «Фильм о Борате был снят после того, как мы поругались с Сашей Бароном».
— Не совсем так. В Казахстан приезжали американские продюсеры. Меня американцы и Кенже Девятко пригласили на Неделю моды в Вашингтоне. Американцы рассказывали, что слышали, как Саша Барон был поражен моей внешностью и отправлял цветы в номер. Когда я об этом узнала, возникла идея вместе снять этот фильм, так как я еду в Вашингтон. Снять ответ Борату. Тем более я узнала, что презентация будет проходить в National Press Club, где проходят пресс-конференции всех звезд и президентов. И я решила снять этот фильм, где жирной точкой будет моя коллекция. Чтобы показать, что и мы умеем делать красивые серьезные вещи. Американцы написали сценарий, я все профинансировала.
— А фильм снят не был.
— Фильм снят. В сюжете он все пытается передать мне посылку и цветы в номер. А я не люблю видеть себя на экране. Поэтому фильм не пущен в массы. Он был показан в Америке. Его можно посмотреть в Интернете.
— Говорят, что голливудские звезды одеваются у вас?
— Голливудские звезды, принцессы. Началось с того, что у меня появилось представительство в Париже. Лет 12-15 назад. Мне звонили, называли имена покупателей.
— Том Джонс.
— Он покупал для своей дамы.
— А вы не шьете для мужчин?
— Для мужчин России я шила интересные коллекции.
— Еще одна ваша профессия и часть жизни – психология. С какими проблемами сталкиваются женщины? Процитирую: «В какой-то момент во мне сильно пробудились мужские черты. Собственный бизнес, ответственность, уверенность, что все могу сама». Это прошло? Мужчина нужен женщине?
— Я, когда провожу тренинги, особенно по семейному и личному счастью, понимаю, что я неправильно шла. Женщина может все – одна из неправильных догм. Потому что женщина должна дать детям образец полноценной семьи, чтобы задать правильную программу жизни. Женщина, какой бы сильной и самодостаточной она ни была, должна быть ЗА мужем, за мужчиной, которой научит ее быть слабой.
— Сила в слабости.
— Я культивирую в себе это последние два года. И мне начинает нравиться.
— Кто из наших политиков одевается лучше, а кто хуже? Наверняка, вы следите.
— Казахстанские мужчины одеваются консервативно. В Европе и даже в России с политиками работают стилисты. У них это закладывается в бюджет. Почему происходят ляпы у наших политиков? Когда произносится речь, которую ждут и от которой зависит жизнь народа, красный галстук политика является сильным раздражителем. Человек не может понять, что именно его раздражает в политике и начинает цепляться за слова. И если Путин выходит к народу без галстука в полуспортивной куртке – это не случайность. Это специально подобранный образ.
— Обама тоже. Ваша последняя коллекция.
— Это повседневная коллекция. Девочки могут купить ее за копейки. Она представлена в Казахстане.
— Скоро выпускной. А что вы посоветуете девочкам и мальчикам? Нужно ли гнаться за модой?
— У выпускных есть свои направления. Если в советское время все ходили на школьный бал в белом, то сейчас — любой цвет. В зависимости от стиля и характера. Нужно придерживаться индивидуальности. Я всегда говорю девочкам, удивите своих учителей. Появитесь другой. Покажите, что вы выросли. Мы прислушиваемся к пожеланиям родителей тоже. Но в основном дети сами знают, чего они хотят. Я только советую, чтобы не было шаблонов. В этом году будет очень много белого. Кружевного белого, цветного. Легкого и романтичного.