Те казахи, что относят себя к бескомпромиссным приверженцам национальных ценностей (традиционалисты), в последнее время становятся слишком злыми, впыльчивыми и раздражительными во всем. Везде ищут себе врагов. Кругом им мерещится, что кто-то покушается на национальные ценности — они сразу поднимают большой шум, громко бьют тревогу, пишет Берік Мыңжасар на портале Serke.org.
«И самое интересное — этим занимаются не жители аулов, вроде как отстающие от современных трендов общества, а вполне осведомленные и образованные люди, и большинство из них — журналисты. Они буквально «делают из мухи слона», утрируют и ставят провокационные вопросы, возбуждая тем самым людей, «не умеющих различать прогрессивные и устаревшие традиции». Раздувают чадные костры раздора и слепого ультранационализма, которые, в конечном счете, не принесут никому никакой чести. Чтобы не быть голословным, приведем несколько примеров», — предлагает автор материала.
«В Алматы есть улицы, носящие названия казахских батыров, боровшихся против джунгар, таких как Кабанбай, Карасай, Богенбай. На асфальте этих улиц недавно красовались рисунки, на которых обычная железная крышка канализационного люка была «превращена» в щит в руке каждого из батыров. Эффектность этого креатива налицо. Однако нашлись такие традиционалисты, которые оценили этот креатив как унижение и высмеивание народных героев. Например, журналист Серікбол Хасан посвятил специальную статью по этому поводу в газете «Айкын»:
«Прохожие то и дело наступают на батыра, некоторые даже плюются, бросают окурки. Как унизительно. Зачем нужно было высмеивать батыров, защищавших казахскую землю? Особенно сейчас, когда страна вовсю готовится отпраздновать 550-летие казахской государственности? Почему наши батыры валяются под ногами?», — сокрушается Серікбол Хасан.
По его мнению, получается, что на улице можно плеваться, бросать окурки и сорить семечками, но нельзя рисовать! К тому же, если учитывать, что это был чистой воды креатив, то выводы Серікбола Хасана напоминают вердикт инквизиции времен Коперника против свободы слова, науки и искусства.
Проблему на ровном месте умудрились придумать и по поводу эпоса «Қозы көрпеш Баян сұлу». Народный эпос хотят вообще запретить. Здесь «отличился» человек из искусства — композитор Жарылқасын Дәулет. По его мнению, этот эпос, вошедший в золотой фонд казахского фольклора, толкает нашу молодежь к суициду. Он в своем интервью телеканалу «Асыл арна» говорит: «После того как Қодар убил Қозы, Баян тоже покончила с собой, пошла в одну могилу с любимым. Мы кому ставим в пример человека, который совершил самоубийство и без заупокойной молитвы лег в могилу?».
Если развивать подобный взгляд на искусство, то спокойно можно забраковать весь казахский фольклор под разными предлогами — и Қобланды, и Алпамыса, и даже Қыз Жібек. Если так, то впору запретить читать всю мировую литературу, посещать театры и пользоваться достижениями науки! Что мы выиграем тогда?
Традиционалисты-казахи, ищущие признаки святыни или греха во всем, что можно, иногда оказываются в смехотворном положении. Например, для них свято слово «келін». Кинопроизведения, снятые на эту тему режиссерами Турсыновым («Келін») и Адамбаевым («Келинка Сабина») тоже попали под шквал сильной критики со стороны традиционалистов. Даже был поднят вопрос о необходимости наказания авторов этих фильмов. Но несмотря на это, сами «традиционные» в числе тех, кто с интересом смотрят индийский сериал «Келін». То есть они любят чужую келин, а свою ненавидят. То же самое касается и традиционного казахского блюда — бешбармак. «Традиционные» казахи тоже каждый год забивают соғым, поедание вкусного мяса для них достойный уважения и очень важный признак нации и казахской традиции, однако они категорически против названия «бешбармак», которым еда называется испокон веков. Еще традиционалисты нападали на чапан, в котором выходит на ринг боксер Головкин. По их мнению, узоры, украшающие чапан, далеко не казахские. Если пойдем на поводу подобных мнений «традиционных», то в ближайшее время мы можем стать свидетелем того, что Головкин окажется вообще «не казахским боксером». И не исключено, что как обычно, большинство казахов могут поддержать и такую несуразную и абсолютно радикальную точку зрения.
Тренд наблюдается такой, что как и во времена инквизиции, будут расти призывы к запретам, уничтожению и наказанию. Это говорит о том, что общество не усвоило урок из прошлого, столкнулось с некой побочной болезнью, и эта зараза со временем лишь усугубляется», — заключает автор материала Берік Мыңжасар.