Политические элиты стран Центральной Азии находятся перед лицом серьезных вызовов. Это и нынешние геополитическая и макроэкономическая ситуации и грядущая смена поколений внутри самих элит. При этом, не все люди, решающие судьбы целых стран, готовы к неизбежным переменам.
Неповоротливость и недальновидность представителей власти в странах Центральной Азии угрожают евразийской безопасности в целом, считают политологи. А в масштабах отдельных государств просчеты политических лидеров могут привести к внутреннему расколу и хаосу. Ситуация, которая сложилась на сегодняшний день, вызывает тревогу у экспертов.
Булат Султанов, директор Института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-Германском университете:
— По данным Deutsche Welle, сегодняшний афганский наркокартель — это мощная международная структура, более сильная, чем Талибан. В эту структуру вовлечены крупные политические структуры, причем не только в Афганистане, но и в Иране, в России и в республиках Центральной Азии. Как считает газета, давать комментарии об этом наркокартеле гораздо опаснее, чем о Талибане. Развивая эту точку зрения, я приведу несколько данных по соседним центрально-азиатским странам. Оппозиция туркменская считает, что, цитирую, «просачивалась информация о «крышевании» транзита опиата из Афганистана непосредственно Туркменбаши и начальником его личной охраны, сотрудники которой неоднократно встречали на афганско-туркменской границе наркотики и сопровождали их на территорию Туркмении вплоть до аэропорта Ашхабада и затем отправляли в Россию». Наиболее сложная ситуация в Кыргызстане. Согласно доклада управления ООН по наркотикам и преступности, из 80 ОПГ, занимающихся в ЦА нелегальной транспортировкой наркотиков, 50 функционируют в Кыргызстане. При этом сами кыргызские эксперты признают, что
сотрудники силовых структур и правоохранительных органов Кыргызстана вовлечены в транзит наркотиков.
Появился даже термин «красный героин», обозначающий наркотики, продаваемые силовиками и правоохранителями. Как считают бельгийские эксперты, вакханалия, царящая в высших эшелонах власти, привела к тому, что в отдельных регионах страны наркобизнес превратился в основной источник дохода и занятости населения. Показатель оседания перевозимых наркотиков в Кыргызстане составляет 10%. В результате сейчас в Кыргызстане от передозировки ежегодно умирает 1500 человек. Пример Кыргызстана — очень опасный сигнал. Потому что наркотики все больше начинают оседать по наркомаршруту.
— В Ферганской долине, которая раньше входила в состав Кокандского ханства, существует очень сильное влияние тех, кто хотел бы воссоздать государство в рамках Кокандского ханства, то есть на территории Ферганской долины. В принципе, простых людей, которые заняты торговлей, сельским хозяйством, которые проживают на территории Ферганы, разделенной на три государства (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан), можно увлечь такой идеей. Но согласятся ли нынешние политические элиты этих стран пойти на это? Если даже в Узбекистане сохраняется соперничество между Бухарским, Ташкентским, Наманганским и Самаркандским кланами, то… Здесь очень важно, чтобы соперничество между этими кланами не привело к расколу государства. То, что мы видим в Ираке и Ливии, должно быть большим и серьезным уроком для политических элит ЦА. Нужно прогнозировать, что будет потом. А у нас некоторые представители элиты живут одним днем.
Политические лидеры ЦА, конечно, много могут, но они не в силах влиять на биологические законы. Поэтому при смене авторитарных режимов, которые существуют в ЦА, которые замкнуты на одном человеке, возможны какие-то потрясения или какая-то внутриэлитная борьба с непредсказуемыми последствиями. Хотя пример Туркменистана показал, что там этот процесс прошел очень спокойно. Там просто кого-то убили, кого-то в тюрьму посадили, произошел дворцовый переворот, скажем. Но Туркменистан страна малонаселенная. Смягчить процесс перехода власти от одной политической элиты к другой может региональное сотрудничество. Путем консультаций, путем поддержки или, если представители одной или другой политической элиты могут угрожать радикальными формами борьбы за власть в одной отдельно взятой стране, то аксакалы в региональном масштабе могут их предупредить, что они их не поддержат, а это очень важно. Я имею в виду аксакалов не в возрастном плане, а тех, кто у власти.
— Страны ЦА должны выступать вместе, сплоченно в переговорах с великими державами или в международных организациях. Например, по отношению к КНР. Когда отдельно выступает Таджикистан или Кыргызстан, это одно, но
если страны Центральной Азии будут занимать единую позицию по отношению к Китаю — это совершенно другой вопрос!
Нам нужно налаживать региональную систему безопасности. В ее основе должно лежать региональное торгово-экономическое сотрудничество. А регионально-экономическое сотрудничество может возникнуть только тогда, когда будет взаимное доверие. Сегодня же интересы и политика существующих региональных элит препятствуют региональному сотрудничеству. Ведущими странами Центральной Азии являются Казахстан и Узбекистан. Даже, я бы сказал,
Узбекистан — это ключевое государство Центральной Азии, самое многочисленное по населению.
Но нынешнее руководство Узбекистана выступает только за двусторонний формат. Оно категорически против многостороннего формата. И когда я говорю о тех угрозах, которые могут быть вызваны в результате трансформации региональной и глобальной систем, от этой практики — придерживаться только двустороннего формата — нужно отказываться. Пока в Ташкенте это не поймут, очень трудно будет говорить о создании какой-то прочной системы региональной безопасности в ЦА.
Я приведу цитату известного немецкого эксперта Александра Рара:
«Политические элиты ЦА большого восторга не вызывают. Но надо признать тот факт, что они держат свои страны в состоянии порядка».
Например, возьмите режимы в Ливии, Ираке, Сирии. Там сохраняются авторитарные формы правления, потому что эти страны еще не перешли стадию пост-индустриального развития, которые пережили развитые страны Запада. Там существуют интересы племен, родов, интересы регионов. Поэтому для того, чтобы держать их всех в состоянии единой страны и управляемости нужен сильный режим. Американцы сказали, что нужна демократия, сняли режим Саддама Хусейна, Каддафи, сейчас им Асад не понравился. И в результате сегодня эти страны ввергнуты в состояние хаоса. Пройдет очень много времени, пока ситуация не «устаканится». Ситуация в ЦА очень сложная, и понятно что хотелось бы провести как можно быстрее демократические, общественные, политические, экономические реформы, но тут нужно руководствоваться главным принципом врачей «не навреди». Нужно очень деликатно подходить.
Безопасность Казахстана в первую очередь будет зависеть от наших отношений с соседними странами: с Россией, Китаем, Узбекистаном Туркменистаном, Кыргызстаном. Надо понимать, что есть национальные интересы Казахстана. И эти интересы нельзя кидать в топку амбиций глобальных игроков. Украина — тому достаточное свидетельство. Очень отрезвляющий урок должен быть для людей из политических элит, которые мыслят или авантюрно, или мозгов не хватает, чтобы представить, что будет потом. Для любого многонационального, многоконфессионального государства главное — это проведение взвешенной внутренней политики, которая дополняется грамотной взвешенной внешней политикой.