— Политический вопрос — почему не состоялась встреча вообще. А почему не состоялась в Астане — это исключительно технический вопрос. Я не вижу вообще процесса мирных переговоров. Как мы можем выпасть из того, чего вообще не было. Казахстан использовал весь свой потенциал, предложив себя в качестве посредника, участвуя в ряде двусторонних и многосторонних встреч, далее, если переговоры не происходят, вины посредника нет.
Булат Султанов, директор Института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-Германском университете:
— Казахстан предложил себя в качестве посредника тогда, когда возникли настоящие ледовые торосы между основными центрами, которые пытаются решить проблему украинского кризиса — Берлином, Парижем и Москвой. А у Беларуси в силу ее определенной позиции, поскольку она является членом союзного государства с Россией, были очень сложные отношения с Европейским союзом. Поэтому, то что президент Назарбаев предложил Астану как центр, как место проведения этих переговоров, понятно было именно в тот период. Но после того как Олланд поехал в Москву, стало понятно, что возможно проводить встречи и в Москве, и в Минске. Даже из географического принципа, удобнее лететь туда, чем в Казахстан. Это не провал казахстанской дипломатии. А наоборот. Казахстан показал, что заинтересован в решении украинской проблемы.
Впрочем, к попыткам урегулировать кризис в Украине силами международного сообщества казахстанские эксперты относятся с долей здорового скепсиса.
Булат Султанов, директор Института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-Германском университете:
— Мне кажется, проводить встречу в Астане, в Минске или другой столице мира сейчас преждевременно. Она закончится безрезультатно, пока за стол переговоров не усадят Киев с одной стороны и Донецк и Луганск, с другой стороны. Это внутриукраинская проблема. И сами граждане Украины должны этот вопрос решить без давления США, Брюсселя и Москвы. Ничего хорошего не получится. Пусть они сами договорятся, чего они хотят и как. Нормандский формат, минский формат — это лечение больного без желания самого больного. Пока больной не решился выздороветь, его лечить бесполезно. Понятно стремление Олланда и Меркель показать, что они значимые фигуры в процессе, но я считаю, что ситуация на Украине должна решиться самими гражданами Украины.
Напомним, 30 декабря 2014 года на пресс-конференции в Киеве Петр Порошенко сообщил, что новая встреча лидеров России, Украины, Германии и Франции в так называемом нормандском формате состоится 15 января 2015 года в Астане (предыдущая аналогичная встреча прошла в октябре прошлого года на саммите АСЕМ в Милане). Позже Акорда заявляла о переносе встречи на высшем уровне на конец января.