Завершилось расследование уголовного дела в отношении бывшего премьер-министра Серика Ахметова. К ознакомлению с материалами приступили сам экс-министр обороны и его адвокаты. Ожидается, что материалы будут переданы в суд весной. От того, насколько прозрачным будет процесс, зависит репутация правоохранительных органов, судебной системы и государства в целом, считают политологи.
Несмотря на различные мнения и даже сомнения относительно реальной подоплеки дела бывшего премьер-министра Казахстана Серика Ахметова, все политологи сходятся во мнении — судебный процесс должен быть максимально открытым. Только в этом случае можно будет составить для себя более или менее объективную картину происходящего.
— Если помните, когда премьера Кажегельдина заочно судили, там был процесс типа открытый, были такие смешные свидетели за занавеской. Тогда все решили, что Кажегельдин пострадал за то, что открыто выразил свои президентские амбиции. В данном случае под уголовное преследование попал человек абсолютно деполитизированный и всячески подчеркивающий, что он к политике не имеет никакого отношения, что он чисто премьер-хозяйственник. Это может быть показателем того, что кризисные процессы и соответствующие внутренние разборки достигли дополнительной остроты. В любом случае, вменяемые ему преступления мелковаты для масштаба премьера. Ничего такого потрясающего, соответствующего его должности, он не украл. Сколько ему дадут, уже известно. Я могу сказать, с одной стороны — по его рангу, а с другой стороны — по малости содеянного, ему дадут лет 7. Могу предположить. Премьеру, если его сажают за коррупцию, меньше 7 лет давать нельзя, не по чину. А больше — не за что. Он виноват не более, чем кто-либо другой на его месте.
— Если посмотреть на опыт демократических государств, на которые мы всегда ориентируемся, то, как правило, такие дела проходят всегда в открытом режиме. Даже вроде бы не совсем демократические государства, такие как Китай, особенно резонансные дела, связанные с топ-чиновниками, топ-менеджерами, проводят в открытом режиме. Чтобы не было каких-либо сомнений, что это действительно коррупционное дело. Хотелось бы чтобы, с точки зрения репутации правоохранительных, судебных органов, государства и самого Серика Ахметова, речь шла об открытом судебном процессе. Поскольку при открытом судебном разбирательстве, контроле со стороны СМИ и общества, очень мало возможностей для применения пресловутого административного ресурса. При закрытом процессе появляется возможность, чтобы такие рычаги были использованы. Появляются различные толки, что судебный процесс — сведение счетов, иные разборки, внутренняя борьба. Открытый судебный процесс ложится и под логику выступления президента на расширенном заседании правительства, когда он призвал чиновников воздерживаться от коррупционных дел, чтобы они выносили уроки из того, что несколько их коллег находятся под следствием. Лучшей демонстрацией такого урока и последствий является открытый судебный процесс.
— Там нет секретных статей, которые бы касались обороны, национальной безопасности и т. д. Насколько я знаю, ни один из фигурантов дела не является военным. Почему, если с участием акимов процессы шли в открытом формате (знают-то они явно не меньше), в случае с Ахметовым должно быть по-иному. Речь ведь не идет о раскрытии государственных секретов. Я не знаю, какая линия защиты у Ахметова, но если он уверен в своих силах, знает, что он невиновен, наверное, он заинтересован в большем паблисити, чем кто-либо.
Напомним, Серик Ахметов подозревается в хищении бюджетных денег в особо крупном размере. Сейчас он находится под домашним арестом, срок которого заканчивается 18 февраля. Свою вину бывший премьер-министр отрицает.