Деловые люди давно поняли, что если создать систему, независимую от государства, то можно делать хорошие деньги. Так появились в социалистической Алма-Ате частные продюсеры и антрепренеры. Одним из таких, которого я хорошо знал, был некий господин, вернее, товарищ, тогда ведь господ не было, а были товарищи, имевший погоняло Хохол. Импозантный, вальяжный, с барскими манерами, правильной речью, способный запудрить мозги кому угодно. Когда сегодня я смотрю американские фильмы и вижу там всяких киношных, а также иной масти продюсеров, то поражаюсь, насколько Хохол был точь-в-точь как они. Может, потому что природа таких людей одна, поэтому они даже в Казахстане такие, как в Голливуде, на один фейс?
Буквально за два-три года Хохол создал в Алма-Ате нечто вроде маленького, но частного «Казахконцерта», в котором было несколько коллективов, работавших исключительно на него. Например, так называемая халтура, то есть работа на свадьбе, банкете и т. д. (между прочим, сегодня многие музыканты избегают произносить это слово, говорят — работа, потому что халтура — она и есть халтура), в социалистические времена стоила рублей 150-200, делили на трех-четырех человек, и свою долю забирал Хохол. Казалось бы, все просто, но на деле не все так гладко получалось. Нужно было иметь своих людей в залах, где проводятся банкеты, чтобы они отдавали работу именно тебе, а не конкурентам. Нужно было подмазывать ментов, делиться с инспекторами от культуры, позаботиться о транспорте для группы, проследить, чтобы музыканты сильно не напивались. Короче, работа нервная, непредсказуемая, к тому же система, выстроенная кровью, иногда давала сбой. С музыкантами еще как-то можно было разобраться: если один напьется, заменить другим, но вот если на тебя выходил ОБХСС (Отдел по борьбе с хищением соцсобственности), то это стоило серьезных затрат и нервов. Сегодня, конечно, тоже не так все просто и легко, но ведь на стороне нынешних продюсеров — законы, а раньше за подобную деятельность могли сразу же посадить. После развала системы Хохол перестал быть частным антрепренером и, говорят, стал совладельцем маленького антикварного магазинчика. Ушел на заслуженный отдых.
Стоит сказать, что специфика так называемых халтур несколько отличалась от того, что происходило где-нибудь в России. В книге одного известного московского саксофониста описывается, что на подобных мероприятиях им хотелось играть джаз, а публике как раз наоборот — хотелось гопака. Собственно, кардинальные расхождения во взглядах на репертуар часто и становились причиной разных разборок, вплоть до мордобоя. У нас происходило почти то же самое, только с поправкой на азиатскую ментальность. Но как раз именно на такие случаи жизни нужны были люди типа Хохла, которые имели разные коллективы на разные же случаи жизни.
Халтуры делились на национальные и городские. Национальностей, как известно, в Казахстане проживает множество, соответственно, играть нужно было с учетом этого фактора, то есть группу, которая долбит только хард-рок, посылать, например, в ближайший дунганский район на свадьбу было равносильно самоубийству. Бывали и приятные моменты, когда, например, на чисто казахских свадьбах (тогда подобные мероприятия в городе были в основном смешанные) группа могла сыграть только в начале и в конце две вещи и убраться восвояси с честно заработанными деньгами. На таких свадьбах, как правило, любили и любят много говорить, и если не дать какому-нибудь уважаемому родственнику слова, то может случиться кровная обида.
Главным инструментом тут был микрофон с длинным шнуром, мы его так и называли — «казахский микрофон», а такие свадьбы — «партсобраниями».
На русских свадьбах играли много, в основном, совок и шансон, часто наперегонки с голяшкой. На греческих, еврейских, армянских, турецких мероприятиях мы никогда не работали, там были свои музыканты, чисто национальные. На городских халтурах — разные банкеты, например, вечера отдыха в каком-нибудь НИИ, которые ничем не отличались от танцев в Парке Горького, свадьбы, где гости, как правило, были разных национальностей, игрался в основном совок и наша попса. Были еще студенческие вечера и выпускные. Тут мы отрывались — работать в ИнЯзе, например, было особенно в кайф. Во-первых, красивые девчонки, а во-вторых, студенты практически наизусть знали весь тот англоязычный репертуар, который любили и играли мы. Так же, как и в школах. Со временем «динозавры» еще той поры (такие реликты до сих пор наблюдаются) стали жаловаться, что не могут угнаться за вкусами молодых, тут уж ничего не попишешь — пришла пора засесть за мемуары.
Хочу добавить, что не все музыканты соглашались работать на халтурах, были такие, которые гнули свою линию. Например, они играют только хард&хэви.. или джаз…и на фиг им не нужна была вся эта лабуда… и не хотели они прогибаться за деньги. Таких уважали, но считали фриками. Но, может, как раз вся правда на их стороне?
Были времена, когда на ровном месте началось повальное увлечение пацанов деланием самопальных гитар. Их выпиливали из прессованных опилок, отдельно вытачивая гриф. Потом к этому чудовищному сооружению прилаживались звукосниматели по 9 рублей, которые иногда делали сами. Когда одну такую гитару включили в мою радиолу «Вэф-Рапсодия» и я услышал звуки, отдаленно напоминавшие звуки песен «Битлов», то был в полном улете. Мой друг, до сих пор играющий гитарист, вспоминает, что эти гитары, в принципе, были неплохими. Во всяком случае, даже качественнее наших советских заводских типа «Урал» или «Тоника». Он вспоминает также о том, что заводские звукосниматели имели шнур, на конце которого была вилка для электросетей в 220 вольт, и некоторые включали их прямо в сеть, ведь это были электрогитары!
Но когда парни повзрослели, то стали понимать, что без настоящего инструмента настоящего саунда не будет. А ведь саунд — это чуть ли не главная составляющая музыки. Вспомните легенду о мальчике с флейтой, за которым завороженные крысы пошли в воду и погибли. В известном смысле люди, которые иногда переходят в разряд слушателей, — такие же крысы, их завораживают настоящие, фирменные звуки, которые как раз можно было извлечь только из качественных фирменных инструментов и фирменной же аппаратуры, а такой техники в СССР, тем более у нас в Казахстане, не делали, все было только привозным. Значит, за настоящий инструмент настоящий музыкант во времена развитого застоя мог и душу продать, и мать родную, и, конечно, коммунистическую Родину, которая порой была хуже злой мачехи. Альтернативы не было, поэтому когда в город приезжали какие-нибудь «демократы», не говоря уже о настоящих капиталистах, то за ними начиналась охота.
Это была опасная игра в первую очередь с секретной службой (хотя, как я писал в книге «Алма-Ата неформальная», многие фарцовщики просто были секретными агентами КГБ, и это было их прикрытием), которая особенно следила за всеми капиталистами, а также с ментами, которые в свою очередь следили за спекулянтами, то бишь фарцовщиками. Если же все срасталось, то фарцовщик имел неплохой навар (неплохой, потому что «францы», или «фронцы», так еще называли иностранцев, цены знали и тоже умели торговаться, в основном, торговали «фирмой» поляки или югославы, которые умели это делать), а музыкант, купивший в оконцовке инструмент, был на вершине блаженства. Ведь само обладание каким-нибудь «Фендером» или «Гибсоном» уже причисляло человека к высшей касте. И если говорили, что у него, например, «Страт» с большой головой, как у Блэкмора, или «Перл» (барабаны), как у Пейса, то знатоки понимали, что это серьезный чувак (хотя бывало, что этот серьезный чувак играл просто отвратительно и мимо).
Впрочем, фирменных инструментов и тем более фирменной аппаратуры во времена застоя в Алма-Ате было не очень много, и если появлялся настоящий инструмент, то его историю можно было проследить. Например, когда мы, то есть «Досы», в складчину купили бас-гитару «Ямаха», то все знали, что она была привезена поляками, которые купили ее в Англии, продана на Украине, затем всплывала в Москве, Баку и лишь потом попала к нам. Даже более или менее сносные инструменты из соцстран были в дефиците. Ничего в магазине просто не купишь, все шло через спекулянтов. Я достал неплохие по тем временам барабаны «Амати» за полторы тысячи рублей, которые в магазине стоили примерно 900 целковых. Так же дела обстояли с разными причиндалами к инструментам. Палочки — только из-под полы, струны — тоже и т. д. и т. п., а значит, этот вакуум можно было заполнить самопальными инструментами, сделанными под западные, или, как говорили, в ноль.
Соответственно, подделывали все — от аппаратов «Маршалл» до гитар, барабанов, палочек, медиаторов и бог знает чего еще.
Первые «пираты» страны Советов умели работать, и их знали в лицо и по фамилии по всему Союзу. Ныне известного исполнителя шансона Новикова ( который прославился хитом: «Вези меня извозчик по гулкой мостовой», посадили как раз за изготовление самопальных колонок и т.д.). У меня была педаль для большого барабана «Людвиг», получше, конечно, чем, например, педаль для той же «Тровы», но все равно это была подделка, а значит, только внешне похожая на настоящую, а качество оставляло желать лучшего.
Потом мне удалось в Турции выменять комплект тарелок «Амати» на такой же комплект тарелок «Zildjian », они в Алма-Ате были единственными, у меня их потом купил Тахир Ибрагимов за тысячу с чем-то рублей… кажется (комплект «Амати» можно было купить рублей за пятьсот). У нашего бас-гитариста, когда я уже работал в ресторане, был «MarshaLL» ( возможно, как раз работы Новикова), ужасно похожий на настоящий, но саунд был отвратный. Это стало хорошо понятно, когда первую настоящую аппаратуру, причем, даже не американскую, а японскую, получила Роза Рымбаева и ее группа «Арай», и они зазвучали просто фантастически. А когда через много лет уже во времена развитого дикого капитализма я сел за барабаны «Тама» и поиграл на них, то чувство было такое, что я словно пересел с «Запорожца» на «Порше» (хотя ни «Запорожца», ни «Порше» у меня никогда не было, а вот ощущения были). А о сегодняшнем дне говорить бесполезно — подделывают даже детали для подводных атомных лодок, самолетов…и даже ( о ужас!) чуть ли не космических ракет. Облом, чуваки, самопал процветает…
Несколько лет назад по телевизору во всю крутили сюжет о том, как поймали нечистого на руку чиновника К. из Министерства культуры, который был раньше директором «Казахконцерта». В этом творческом объединении я проработал лет восемь. Все это время, что там трудился, сотрясали различные скандалы, тогда еще не выносившиеся на свет общественности, и по разным причинам — то по поводу приписок, то по поводу взяток и т.д. Кажется, двух директоров, не считая выше названного, привлекли к уголовной ответственности.
В защиту одного зама, моего бывшего коллеги Д., я даже написал судебный очерк, его потом, между прочим, оправдали. Пишу все это не для того, чтобы ворошить грязное белье, а хочу высказать мысль о том, что все подобные
конторы, созданные в чисто политических целях, оказывались в итоге рассадниками разных махинаций и темных делишек.
Система «Казахконцерта» советских времен предполагала наличие множества коллективов, которые работали бы под крышей государства и приносили большие (или небольшие) деньги, а получали бы за свой труд мизер. Возьмем пример того же «Дос-Мукасана», потому что это мой личный пример. Средняя ставка за концерт была, кажется, рублей 20-25. Проработав восемь лет, я отыграл с группой более тысячи концертов (в лучшие времена в год давали концертов триста-четыреста), и прибыли мы принесли много миллионов рублей, а получали за это лишь зарплату и ставку, утвержденную государством. Потогонная, рабская система, за счет нас получали свою тоже мизерную зарплату все другие, кто не делал плана. Это и есть социалистическая система: кто не работает, тот ест. На нас наваривались все, кто только мог. Особенно пользовались этим областные филармонии, ведь тогда была плановая система, а план делали такие коллективы, которые приносили кассу. Определенную часть денег перечисляли в «Казахконцерт», а то, что было сверх этого, оставалось филармонии.
Между прочим, чтобы добиться высокой тарификации, то есть оплаты за концерт, нужно было еще как попотеть. «Дос-Мукасан» уже имел популярность и свой самый известный хит «Свадебная», когда влился в систему «Казахконцерта», так что сразу получил тарификацию по максимуму, а ведь были музыканты, которые получали рублей по 5 за концерт и были довольны. Ведь не лопатой же на морозе машешь. Впрочем, и тут все было непросто. Тарификацию нужно было подтверждать каждое определенное время, для этого нужно было готовить новую программу или хотя бы обновленную, которую прослушивала высокая комиссия из Министерства культуры. У нас ее всегда принимали без проволочек, и даже тогда, когда второе отделение группа стала полностью исполнять на английском языке, нареканий не было. Вообще-то, тут история довольно странная. Эта, условно говоря, «англо-американская в стиле софт-рок программа» («кавер-версии» популярных западных хитов) появилась как раз в самые душные времена застоя, когда уже ходили списки запрещенных к исполнению не только англо-американских, но даже и советских команд. Почему нам разрешали прокатывать ее по Союзу — в Москве, Минске, Баку, Грозном, Ереване, Таллине, да мало ли еще где, — непонятно, загадки советской системы, которая иногда зависала и глючила.
Но вернусь к прозе жизни — было и такое, когда после длительных гастролей в кассе тебе выдавали значительно меньше, чем должны были. «Палки», то есть концерты, отработанные нами, каким-то образом не засчитывались, а значит, в официальных бумагах не числились и, соответственно, шли кому-то в карман. Я был молодой и не обращал на это внимания. Ведь даже те несколько тысяч рублей, которые я мог получить за пару месяцев работы, были значительно выше зарплаты моего отца, между прочим, преподавателя высшей партийной школы… Мы тоже не терялись и, говоря языком Уголовного кодекса, войдя в сговор с ушлыми администраторами, давали иногда «левые» концерты. За такой концерт можно было получить сразу рублей по 150-200 «на нос», и если за пару месяцев таких «леваков» набегало хотя бы штук пять, то это было очень хорошим приработком.
Интересно, что в какой бы точке Советского Союза мы ни гастролировали, оказывалось, что все администраторы знают друг друга либо лично, либо понаслышке. И вообще – это особая категория людей, я бы даже сказал — каста, которая досконально знала и тяжелую жизнь советского артиста, и тайные механизмы финансовой системы советского шоубиза. Без них все бы встало, жаль, формат книги не позволяет развить эту тему. Они могли все, даже устроить в обкомовскую гостиницу в номер люкс (а это хоромы ханского наместника в области, к которым простой человек даже подойти не мог), или достать бутылку водки в условиях «сухого закона», а также податливую девку в придачу в занюханном поселке городского типа посреди Кызылкумов, или остановить курьерский поезд на забытом полустанке и быстро разместить там целую бригаду подопечных артистов, чтобы те успели домой на Новый год. Один такой устроил даже концерт на странном полигоне, где в зрительном зале сидели одни уроды ( или мутанты) — результат этих самых опытов, а когда мы потом предъявили ему претензии по этому поводу, то он высказался примерно так: «Главное — это неплохая точка на триста посадочных мест». Я уверен, что
если бы в аду можно было заработать денег, то он бы и туда послал бригаду ради «палки».
Циники были еще те. И все же в большинстве своем это были люди, вышедшие из богемной среды — неудавшиеся поэты, певцы, танцоры, но в душе оставшиеся артистами, понимавшими суть творческого процесса.
Помнится, один чувак (он был старше меня, но все равно друг с другом мы были на «ты», такая особенная профессиональная фамильярность), администратор из северного областного города КазССР, любил писать стихи, и когда мы выехали в тур по близлежащим кацапетовкам (я в то время на пару месяцев попал в «солянку» к одной заслуженной артистке С. Т., так как был в простое — меня не пустили в США с «Досами»), то он взял с собой толстую тетрадь со стихами и всю дорогу мучил меня ими. По своей дурости я проговорился, что тоже имею склонность к версификаторству. Соответственно, он сразу выделил меня из всей пестрой массы артистов и пытался оказывать всяческие знаки уважения — найти получше номер, первому выдать суточные, даже показал, как нужно гладить входные билеты, чтобы потом продавать их по второму-третьему кругу, ну и так далее. По приезду домой, то есть на базу, он пригласил меня вместе с товарищем на пельмени. Мы явились даже раньше назначенного времени — немытые, голодные, потому что были, как всегда, без суточных (кажется, 2 рубля с копейками в сутки, которые тут же пропивались или проигрывались в карты), познакомились с его женой. Причем она сразу мне не понравилась тем, что когда С. начал читать свои стихи, выстраданные за время гастролей, то она стала подтрунивать над этим. Однако мы без разговоров набросились на домашнюю еду. Потом, разгоряченные водкой и поэзией, как два истинных художника, мы с С. вышли во дворик частного домишки и продолжили беседу о творчестве тет-а-тет.
Так незаметно пролетел час или два, когда полбутылки водки, которую мы с собой утащили, было выпито, а из темной степи стало тянуть осенним холодом, вернулись в дом. И о ужас — прямо посреди комнаты его жена с пришедшим коллегой слились в страстных объятиях! Я видел многое, но такой наглости все же не ожидал и подумал, что сейчас должно случиться нечто страшное — ружье, которое висело на ковре, обязательно выстрелит, но С. повел себя странно. Он потащил меня в кухню, игнорируя этот ужас и рассуждая о природе верлибра. Я потом не смог простить коллегу, словно это он с моей чувихой так поступил, и до сих пор с ним не разговариваю. Но на этом история не заканчивается. Лет через пять мы оказались на Украине в одном небольшом городе на берегу Азова, тогда он назывался Жданов. После концерта местные музыканты пригласили нас в гости — на бардак, иными словами. И когда мы ввалились в одну квартиру, то за накрытым столом я сразу увидел С., и мне стало очень неловко — словно это я тогда наставил ему рога. Но он бросился ко мне, и мы обнялись как родные. Он сильно изменился, жизнь его здорово потрепала, вид у С. был, я бы сказал, настоящего алконавта. Оказалось, что жена его выгнала и даже пыталась засадить в каталажку, но он сбежал, некоторое время мотался по Союзу, а потом осел в этом городишке. Правда, на работу администратором его не взяли, зато С. пока там грузчиком устроился. У меня кошки скребли на душе от его рассказов, а он, выпив несколько рюмок водки и слегка порозовев, неожиданно посмотрел на меня как заговорщик и спросил: «А ты помнишь мои стихи? Я ведь написал после этого еще несколько тетрадей. Пойдем я тебе почитаю что-нибудь из нового… »
У меня сердце сжалось от такого поворота — его, блин, судьба укатала по полной, а он стихи пишет!
Таким памятники ставить нужно. За мужество и стойкость.
Прошло много-много лет, я иногда вспоминаю С. — пишет ли он стихи, издал ли книжку… А если умер, пусть земля ему будет пухом.
P.S. Начинал я этот материал с того, как попытался снова сесть за ударную установку в группе «Акцент». Но по разным причинам, под знамена хард- рока встать мне в тот раз не удалось. Начал работать над книгой об истории популярной музыки и пришлось с репетициями завязать. Олег и Володя впрочем, отнеслись к этому по- философски: с барабанщиками им почему- то категорически не везет. Мы остались друзьями, а потом, когда мне нужны были инструментальные гитарные пьесы, уже для документальных фильмов, Олег разрешил использовать его музыку — бесплатно. А Володю я вообще снял в роли запойного алкаша, который на своей шкуре проходит сквозь очередной припадок «белой горячки» в документальном фильме по мотивам книги «Алма-Ата неформальная». Фильмы фильмами, но все же в своей музыкальной карьере точку, вернее, коду пока не ставлю… Куда еще заведет меня кривая…